Трудовая миграция бросает вызов российским властям
28.07.2021 08:53

     С 25 июля поменялись правила въезда в Россию иностранных граждан. Теперь прилетающие в нашу страну иностранцы должны предоставлять результаты ПЦР-теста на COVID-19, выполненного не ранее, чем за три дня до поездки. Конечно, в первую очередь эти меры связаны с борьбой против коронавируса. Вместе с тем они должны способствовать и давно назревшему усилению контроля над миграционными потоками между Россией и «безвизовыми» странами СНГ.

     Действительно, коронавирус внес существенные коррективы в миграционную политику России. Причем надо заметить, в нашем обществе нет единого мнения по этому вопросу. Так, предприниматели и правозащитники до сих пор не могут прийти к «общему знаменателю» относительного того, являются ли мигранты для России благом или опасностью. Как считают правозащитники, поправки в законодательство о мигрантах, внесенные МВД России в виде законопроекта «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», несут серьезные риски для российского общества, но могут быть выгодны бизнесу, использующему труд мигрантов.  

     К примеру, как полагает глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев, хотя защита прав мигрантов и является одной из задач правозащитников, но на первом месте все же должны быть права граждан России. По его мнению, эти права будут поставлены под угрозу, если поправки МВД примут силу закона, так как расширят возможности работодателей для найма нелегальной рабочей силы. В первую очередь это относится к притоку мигрантов из стран ближнего зарубежья – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины и Молдавии.

     Суть поправок заключается в том, что необходимо отменить для мигрантов разрешения на временное проживание, разрешить им привозить в Россию близких родственников и оставаться здесь бессрочно. Фактически проект закона упраздняет систему выдачи разрешений на временное проживание и предлагает вместо нее три режима: краткосрочное пребывание (до 90 суток), долгосрочное пребывание (свыше 90 дней в течение года) и бессрочное постоянное проживание – на него могут претендовать прожившие в России не менее года. Если законопроект, предложенный МВД будет принят, то новый порядок вступит в силу с 2024 года.

     Однако основное противоречие этих поправок заключается в том, что разрешение мигрантам оставаться в России бессрочно и привозить сюда свои семьи не позволит решить задачу, которую поставил в марте этого года президент Владимир Путин. Напомним, задача эта состоит в том, чтобы дети мигрантов могли адаптироваться в российское общество через обучение в школах, где они не будут составлять большинство. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что зачастую именно дети мигрантов составляют в отечественных школах большинство.

     Что также тревожит правозащитников – это перспективы отношений мигрантов с работодателями. По данным СПЧ, сегодня в России около 2,5 млн иностранцев (из общего числа в 12 млн человек) работает нелегально – то есть, не имея контрактов. И даже среди тех трудовых мигрантов, которые находятся в нашей стране легально, примерно треть находится в неформальных трудовых отношениях с работодателями. Конечно, у бизнеса есть прямая заинтересованность в сохранении и даже расширении такого положения дел, поскольку это снижает издержки предпринимателей. Однако совершенно очевидно, что такой подход нарушает уже права граждан России, потому что перекрывает им возможность занять эти рабочие места – бизнесу невыгодно нанимать работников, за которых нужно будет нести полную ответственность и которые намного более осведомлены о своих правах, чем мигранты из стран ближнего зарубежья.

     Сегодня не является секретом, что целые отрасли народного хозяйства России держатся на труде мигрантов. Причем масштабы этой зависимости вскрыла как раз пандемия COVID-19, из-за которой иностранцы были вынуждены массово вернуться на родину. В результате этого «исхода» рассыпались многие строительные бригады, занимавшиеся возведением, например, загородных домов. Сейчас, заметим, в этом секторе вообще невозможно говорить, что кто-то кого-то заставляет работать сверхурочно – бригадирам бы найти тех, кто вообще готов работать. То же самое, хоть и в меньшей степени, можно отнести к сфере торговли.  

     Фактически за минувший год «мигрантоемкие» отрасли стали испытывать кадровый голод. Так, в строительном секторе Москвы и Санкт-Петербурга – главных потребителях труда приезжих молодых мужчин – рост предлагаемых зарплат составил в 2021 году до 80% в сравнении с последним допандемийным 2019 годом, достигнув неплохих даже по столичным меркам 70–100 тыс. руб. для арматурщиков, монтажников, плиточников, сварщиков, стропальщиков и ряда других строительных специальностей. Но даже на такие зарплаты предприниматели не могут найти работников, потому что дело здесь не в экономике, а в демографии – в России просто нет достаточного количества рабочих рук.

     Противники послабления правил въезда мигрантов в Россию считают, что они создают дополнительные трудности в работе правоохранительным органам, так как повышают уровень преступности в стране. Здесь можно привести в пример негативный опыт США и Европы, где излишне политкорректное отношение к мигрантам привело к образованию целых национальных анклавов и поставило некоторые страны на грань гражданской войны. Помимо связанной с мигрантами преступности существует еще и террористическая угроза, особенно с учетом нынешней ситуации в Афганистане.

      Более того, рост мигрантов ведет и к неподъемной нагрузке на социальные службы нашей страны и может отрицательно сказаться на уровне жизни россиян. К примеру, подсчитано, если в Россию приедут 5 млн мигрантов и членов их семей, то в случае выполнения всех официальных требований по их легализации, это обойдется бизнесу в дополнительные шесть млрд руб. Соответственно, бизнес переложит свои затраты на конечную цену товаров и услуг, что неминуемо отрицательно скажется на потребителях.

     В этой связи примирить опасения правозащитников и бизнесменов, заинтересованных в импорте рабочей силы из стран ближнего зарубежья, очень непросто. Однако решать эту проблему нашему государству необходимо и чем быстрее, тем лучше. Европейский опыт в этой непростой сфере стоит перед глазами, но, как показывает история, учиться на чужих ошибках получается далеко не всегда.

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=27876