Узбекистан - сердце Центральной Азии
07.09.2021 21:46

 

 1 сентября Узбекистан отметил юбилей независимости – 30 лет назад республика объявила о своем выходе из состава СССР. Основы нынешнего процветания страны закладывал ее первый президент Ислам Каримов. В 1991 году, когда распался Советский Союз, молодое независимое государство Узбекистан одним из первых стало частью нового союза – Содружества независимых государств (СНГ). Это случилось всего через пять дней после образования Содружества.

     Спасение государства и системы управления было тогда главной задачей руководства страны. Начало – середина 1990-х. Годы, которым Россия и соседи давно придумали штамп в духе Средневековья, – «смутные времена». Узбекистан в это сложное время выстоял и начал постепенно развиваться. Власти страны не позволили продать с молотка хлопковые поля, золотые прииски и металлургические предприятия. Параллельно они планомерно развивали силовые структуры. Позже это спасло страну и от нищеты, и от международного терроризма.

     В самой республике политики и эксперты склонны считать, что новейшая история независимого Узбекистана началась в 2016 году, когда президентом страны стал Шавкат Мирзиёев. Первым делом второй президент республики принялся налаживать отношения с ближайшими соседями – Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Торговля с соседями за этот период выросла в пять раз, а товарооборот со странами СНГ в целом в прошлом году, несмотря на пандемию COVID-19, составил более $11 млрд.

     Сегодня в мировых рейтингах Узбекистан занимает четвертую строчку по запасам золота, шестую – по производству хлопка и седьмую – по запасам урана. Хлопок, белое «мягкое золото», дает республике более 30% экспортной прибыли. А еще Узбекистан за годы независимости увеличил производство фруктов и овощей. Только за последний год их производство в республике выросло на 10 % – это лучший показатель из всех стран СНГ.

     В настоящее время в Узбекистане закладывается фундамент новой эпохи, которую в республике называют «третьим Ренессансом». Страна возвращает себе свою историческую роль – центра Великого Шелкового пути. «Находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства. Мирная, экономически процветающая Центральная Азия – наша важнейшая цель и ключевая задача», – заявляет президент Мирзиёев.

     И для этого в последние годы в стране делается немало. В частности, были запущены масштабные реформы, цель которых – освободиться от пережитков советского экономического наследия, достичь полной либерализации экономики и привлечь в страну иностранных инвесторов. Многое еще, конечно, предстоит сделать, но перемены уже налицо. Благодаря экономическим реформам последних лет резко улучшился инвестиционный климат Узбекистана. В руководстве республики считают, что одно из главных направлений политики страны – обеспечение верховенства закона. В том числе – защита прав инвесторов.

     Например, Ташкентский металлургический завод (ТМЗ), введенный в эксплуатацию в прошлом году, – один из крупнейших проектов в новейшей истории страны. Объем иностранных инвестиций в экологически чистое производство составил €226 млн. Оборудование на завод поставил один из европейских лидеров в этой отрасли итальянский концерн Danieli. Предполагается, что ТМЗ станет важным звеном в формировании промышленного кластера в металлургической отрасли Узбекистана.

     В последние годы в республике стремительно развивается сектор IT-технологий. В 2019 году в Ташкенте открылся первый в Узбекистане IT парк. Число его резидентов с каждым днем растет, они освобождены от налогов и имеют доступ к современной и динамичной площадке для инноваций. Стратегия государства – привлечь в современную отрасль молодежь. К примеру, проект «миллион программистов» предлагает школьникам бесплатные онлайн курсы для будущих гениев цифровых технологий.

     Здесь уместно отметить, что в докладе Всемирного Банка «Ведение бизнеса 2020» Узбекистан был включен в список двадцати стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата. Без преувеличения можно сказать, что ветер перемен дает большой стимул новому поколению бизнесменов страны, которые говорят, что видят в современном независимом Узбекистане множество новых возможностей и перспектив.

     Однако не только социально-экономическими достижениями гордится современный Узбекистан. Республика пользуется авторитетом и уважением как среди стран Центральной Азии (ЦА), так и среди государств в других частях планеты. Достаточно сказать, что Узбекистан является членом более чем 40 международных организаций и объединений. Среди них: ООН, МОК, ВОЗ, МВФ, СНГ, ШОС. К тому же в Ташкенте имеют свои представительства Евросоюз, ОБСЕ и один из главных рабочих органов ШОС – Исполком региональной антитеррористической структуры.

     Необходимо отметить, что в последние годы во внешней политике Узбекистана произошли значительные изменения. Во-первых, изменился подход Ташкента к взаимодействию с ближайшими соседями по региону ЦА. Эти взаимоотношения стали конструктивнее и интенсивнее.

      Во-вторых, существенно активизировались связи республики с крупными международными игроками: Россией, Китаем, США, ЕС, а также другими государствами Евразии, такими, как Турция и Пакистан. Разумеется, Узбекистан и ранее поддерживал высокий уровень контактов с ключевыми международными игроками, однако интенсивность взаимодействия все же была ниже.

     В-третьих, Ташкент существенно активизировал работу в международных организациях, стремясь во взаимодействии с другими государствами решать общие проблемы, касающиеся не только политических и экономических аспектов, но также затрагивающие вопросы гуманитарного характера, экологии, устойчивого развития в целом.

     В-четвертых, Узбекистан стал больше учитывать общемировые тенденции во внешней политике. Так, республика в последние годы стала уделять гораздо больше внимания развитию торгово-экономических отношений, расширению возможностей для экспорта собственной продукции, а также привлечению инвестиций и иностранного бизнеса для работы в Узбекистане. То есть речь идет о большем экономическом прагматизме и конструктивизме.

     Анализируя деятельность Узбекистана на международной арене, нужно отметить, что она стала реализацией на практике внешнеполитической части Стратегии действий по приоритетным направлениям развития Узбекистана на 2017-2021 годы, анонсированной ранее президентом страны Шавкатом Мирзиёевым.

     Безусловно, нынешняя внешняя политика Узбекистана, несмотря на новизну, сохраняет значительные черты преемственности с внешней политикой более раннего периода. Особенно это заметно в области целеполагания. Геостратегическое положение Узбекистана не претерпело значительных изменений за последние пять лет. По сей день на повестке дня властей Узбекистана остаются такие вызовы, как нестабильность в соседнем Афганистане, где недавно к власти пришло движение «Талибан» (запрещено в России), проблемы наркотрафика и обеспечения страны водными ресурсами.

     Вместе с тем можно констатировать, что изменения во внешней политике в гораздо меньшей степени затронули ее цели, и в большей – методы и способы их достижения. Они стали более гибкими, разнообразными и, как стало очевидным по прошествии определенного времени, более эффективными.

 

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=28136