В Душанбе обсудили развитие транзитных перевозок через ЦА
26.10.2007 15:12
23-24 октября в Душанбе проходила международная конференция "Перспективы развития трансазиатских и евроазиатских транзитных перевозок через Центральную Азию на период до 2015 года", сообщило Информационное агентство Фергана.ру.

Мероприятие было организовано правительством Таджикистана совместно с Центром ОБСЕ в Душанбе и региональным представительством ПРООН. В ходе конференции обсуждались вопросы определения правительствами приоритетов в сфере транспортных коридоров, усовершенствования усилий по развитию транспортной инфраструктуры, облегчения пограничных процедур.

По мнению независимого эксперта, директора консалтинговой компании Илхома Донаева, ?выводы об итогах конференции делать рано - мало информации. Но ясно одно - продвижению быть. Региональное сотрудничество в этой области просто необходимо для процветания всех государств, в том числе центрально-азиатского региона?.

Солидная аудитория самой конференции, собравшей около двадцати правительственных делегаций Европы и Азии, более пятидесяти представителей международных организаций и финансовых структур, свидетельствует об общемировой значимости данной темы. И это особо подчеркнул в своем выступлении министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи. Дороги были и остаются главным фактором развития и торгово-экономического прогресса, важнейшим средством укрепления многогранных связей между народами мира, в том числе - Центральной Азии.

В ходе конференции отмечалась необходимость возрождения сотрудничества в сфере транзита и транспорта внутриконтинентальных, не имеющих выхода к морю стран, устранения барьеров на пути свободного передвижения товаров, что открыло бы перспективы для доступа к новым рынкам и транспортным узлам.

Таким образом, душанбинская конференция призвана дать новый импульс дальнейшему сотрудничеству в сфере транспорта и коммуникаций не только в Европе, но и на Кавказе. Республика Таджикистан всегда выступала за развитие дружественных отношений с соседями, за создание пояса доверия и добрососедства по всей приграничной территории.

Курс на ускорение социально-экономических преобразований в стране включает и развитие транспортно-коммуникационной сети Таджикистана. А именно - строительство и модернизацию дорог, мостов и тоннелей, призванных обеспечить не только сообщение внутри страны, но и способствовать соединению транспортных артерий Центральной Азии и Европы со странами Южной Азии и морскими портами в Индийском океане и Персидском заливе. Возведение нескольких мостов через реку Пяндж поможет соединить Таджикистан с Афганистаном. Сданный в августе в эксплуатацию крупный мост в Кумсангирском районе Хатлонской области Таджикистана с пропускной способностью до тысячи автомобилей позволил сократить расстояние до Ирана на семьсот километров, обеспечив тем самым выход к Персидскому заливу. В Афганистан устремились автокараваны, везущие потоки товаров из России, Казахстана, Киргизии, а Таджикистан стал своеобразным перекрестком на торговых путях между Западом и Востоком.

По автотрассе Душанбе-Каракурум в Китай едут таджикские туристы, а из КНР везут необходимые товары. Посредством дороги Душанбе-Джиргаталь граждане и их товары попадают в Киргизскую Республику, затем транзитом переправляются в Казахстан и Россию. Глава таджикского МИДа выразил надежду, что внедрение новых проектов по качественному улучшению автоперевозок значительно повысит благосостояние народов центрально-азиатского региона, в том числе таджикистанцев.

Высокопоставленного таджикского дипломата поддержал крупный афганский предприниматель, имеющий производства в Казахстане, России, США и Афганистане. ?Если все страны региона придут к политическому консенсусу, то разрешение проблем экономики и интеграции - не за горами. В противном случае, о каком эффективном экономическом и торговом сотрудничестве может быть речь??, - подчеркнул афганский бизнесмен.

Независимый эксперт Илхом Донаев считает, что ?в вопросе транзитных перевозок, в первую очередь, пересекаются интересы правительственных структур региона, и это мешает практической реализации регионального сотрудничества в этой сфере. Ведь с ней связано очень много вопросов - пограничные, таможенные, визовые.

Представитель Международного Союза автомобильного транспорта в странах Содружества Игорь Рунов представлял на конференции интересы ста восьмидесяти ассоциаций международных автоперевозчиков и компаний из семидесяти стран мира. Он отметил, что развитие международных транспортных звеньев представляет собой сложный и длительный процесс, требует твердых политических и финансовых обязательств, устранения барьеров на пути развития международных перевозок в приграничных зонах государств-членов ОБСЕ. Рунов предложил принять адресное решение о проведении до 2025 года полного исследования транзитного потенциала Центральной Азии, заключения которого стали бы основой для выработки национальных стратегий по вопросам транзитного транспорта.

На конференции был поднят вопрос о создании постоянно действующего международного экспертно-исследовательского центра, занимающегося проблематикой транзитного транспорта в центрально-азиатском регионе. Центр, по замыслу, поможет устранению административно-бюрократических проволочек в разрешении практических задач развития трансазиатских и евроазиатских перевозок через территорию государств Центральной Азии. Такой центр было решено создать в Душанбе.

Многие участники конференции согласились с тем, что для реализации поставленных задач требуется сложение политической воли, государственной мудрости и ресурсов всех стран Европы и Азии. В Душанбинской декларации, принятой участниками конференции, учтены вопросы организации эффективных контрольно-пропускных пунктов на границе, включены согласованные правила транспортировки по международным стандартам, вопросы содействия компьютеризации таможенных систем и ряд других задач по усовершенствованию транспортного коридора в регионе.

 

http://infoshos.ru/ru/?idn=808