Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
07:47Астана
06:17Тегеран
07:47Бишкек
07:17Дели
09:47Пекин
05:47Москва
06:47Исламабад
06:47Душанбе
06:47Ташкент
Наблюдатели:
04:47Минск
09:47Улан-Батор
06:17Кабул
Партнеры по диалогу:
06:17Манама
06:17Ереван
06:17Катманду
06:47Баку
04:47Каир
05:47Доха
05:47Эр-Рияд
05:47Эль-Кувейт
05:47Мале
05:47Абу-Даби
05:47Нейпьидо
04:47Анкара
08:47Пномпень
08:47Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

19.04.2024 20:36
Экономика России доказала свою устойчивость, признали в МВФ
19.04.2024 20:31
Ереван и Баку договорились о демаркации госграницы у четырех сел на северо-востоке Армении
19.04.2024 14:27
Ректор Института русского языка имени Пушкина снята с должности
19.04.2024 14:17
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали
19.04.2024 13:26
Лавров: РФ в случае новых переговоров не будет делать пауз в боевых действиях с Украиной
19.04.2024 13:22
МО РФ сообщило о крушении самолета Ту-22М3 в Ставропольском крае
19.04.2024 06:34
Губернатор Севастополя сообщил об уничтожении воздушной цели над Черным морем
19.04.2024 06:29
Система ПВО сбила 25 целей на подлете к Белгороду
19.04.2024 06:19
США заблокировали в СБ ООН принятие Палестины в качестве полноправного члена организации
19.04.2024 06:16
Что известно об ударе Израиля по Ирану
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
ШОС и международные проекты в области связи и телекоммуникаций
Сборник материалов круглого стола
06.12.2007 09:46


13 декабря 2007 года в Москве в конференц-зале Делового центра "Александр-Хаус" состоялся круглый стол на тему: "ШОС и международные проекты в области связи и телекоммуникаций".

Мероприятие было организовано Общественным координационным советом в поддержку ШОС и Деловым советом ШОС при поддержке ОАО "Связьинвест". В заседании приняли участие представители секретариата Делового совета ШОС, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, администрации отрасли связи, государственных и частных компаний-участников телекоммуникационного рынка, научных кругов, дипломатического корпуса и профильных средств массовой информации.

В ходе работы круглого стола участникам было предложено обсудить такие ключевые темы, как поддержка сотрудничества телекоммуникационных организаций стран ШОС; проект "Высокоскоростная информационная магистраль ШОС"; организация электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи; реализация сотрудничества в сфере "электронного правительства"; развитие инфраструктуры научно-технических центров (технопарков) и т.д.

* * *

Вступительное слово и приветствия участникам круглого стола

Денис Тюрин, генеральный директор ИА "ИнфоРос", координатор проекта "ИнфоШОС.Ру", ведущий круглого стола

Тема, вынесенная на обсуждение нашего сегодняшнего мероприятия, имеет особую важность для динамично развивающейся в последние годы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). К сожалению, когда сегодня в мире говорят о ШОС, то это обычно сводится к тематике в основном политического или даже военно-политического характера. Между тем, как нам представляется, применительно к ШОС сегодня следует делать больший акцент именно на экономические аспекты деятельности Организации.

Именно поэтому Общественный координационный совет в поддержку ШОС вместе с информационным агентством ИнфоРос и нашими коллегами из ОАО "Связьинвест" решили под конец 2007 года собрать вместе экспертов, политологов, ученых, участников российского рынка телекоммуникаций, заинтересованных в шосовской тематике, чтобы общими усилиями обсудить международные проекты в области связи и телекоммуникаций, которые послужили бы еще более тесной политической и экономической интеграции и взаимодействию стран-участниц ШОС.

Сегодняшний круглый стол заявлен как первый в целой серии круглых столов, посвященных теме экономического взаимодействия стран ШОС в самых различных областях, которые планируется провести в следующем году. Хотелось бы выразить надежду, что работа нашего круглого стола заложит хорошую основу для последующих аналогичных мероприятий и станет еще одним вкладом усилий гражданского общества в укрепление и развитие многосторонних связей в рамках ШОС.

Юлиана Соколенко, заместитель директора Департамента внешних коммуникаций, начальник отдела взаимодействия с инвесторами и международными организациями ОАО "Связьинвест"

От имени группы компаний "Связьинвест" позвольте приветствовать всех участников круглого стола. Группа компаний "Связьинвест" традиционно поддерживает инициативы ШОС в сфере коммуникаций, которые придают дополнительный импульс развитию данной отрасли, как в России, так и в соседних государствах, помогают налаживанию контактов между телекоммуникационным сообществом стран-членов ШОС, а также способствует активной интеграции нашей страны в мировое коммуникационное пространство.

Позвольте пожелать все участникам плодотворной работы и успешного решения всех вопросов взаимовыгодного сотрудничества.

Сергей Канавский, исполнительный секретарь Делового совета ШОС

Уважаемые участники круглого стола! Со своей стороны также хотел бы поблагодарить вас за участие в данном мероприятии.

В настоящее время все больше и больше внимания уделяется экономической составляющей деятельности ШОС. В ходе саммита в Бишкеке и на встрече глав правительств в Ташкенте в 2007 году как раз было уделено особое внимание тому, чтобы эта сфера ШОС развивалась достаточно активно. Все абсолютно стороны, включая и наблюдателей, заинтересованы в дальнейшем повышении активности экономического сотрудничества в рамках ШОС.

Информационные технологии являются базой для экономического сотрудничества. Деловой совет ШОС, подписав соглашение с Межбанковским объединением ШОС, взял на себя функцию оператора инвестиционных проектов, которые способствуют обмену информацией в рамках всей структуры ШОС, именно на базе информационных технологий.

Желаю успехов и плодотворной работы участникам нашего сегодняшнего мероприятия.

Выступления и доклады

Константин Новодережкин, Министерство информатизации и связи России

Обзор деятельности специальной рабочей группы ШОС по проблемам высокоскоростной информационной магистрали и электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи

Уважаемые коллеги! Мое выступление носит в большей степени информационный характер, хотел бы дать некоторую обзорную информацию, подробно остановившись на тех моментах, которые есть в нашей работе и которые можно было бы решить в тесном взаимодействии с Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС. Надеюсь, что это поможет в достижении нашей общей цели ? повышении эффективности работы ШОС, имея в виду наиболее плодотворное экономическое взаимодействие ее членов.

В рамках специальной рабочей группы по современным информационным и телекоммуникационным технологиям есть два направления сотрудничества: первое направление ? телекоммуникации и инфраструктурные проекты, второе направление сотрудничества ? информационные технологии. Если говорить о практических результатах работы, наиболее продвинутым с точки зрения рассмотрения проектов является именно второе направление ? информационные технологии.

Первое направление сотрудничества в рамках телекоммуникаций ? это электронное трансграничное взаимодействие с использованием электронной цифровой подписи. Это конкретный проект. И если мы говорим о телекоммуникациях, то в данном случае рассматривается телекоммуникационный проект построения высокоскоростной информационной магистрали стран-членов ШОС, которая явилась инициативой китайской стороны.

Коротко о трансграничном взаимодействии с использованием электронной цифровой подписи. Вопрос электронного документооборота активно рассматривался в рамках ШОС в части организации электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи. Использование данной технологии позволит упростить и ускорить процедуры трансграничного взаимодействия, например, таможенного оформления товара, повысит эффективность госзаказов и государственных закупок, усилит надежность и повысит прозрачность функционирования органов государственного управления, укрепит международное сотрудничество на всех уровнях.

Использование наработанных в России технологий трансграничного электронного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи значительно укрепляет позиции нашей страны в международных организациях. Применение данной технологии не ограничивается какой-то узкой областью. Она является универсальной и с точки зрения повышения эффективности взаимодействия стран-членов ШОС, в любой сфере соприкосновения.

Какие основные этапы продвижения этого проекта уже пройдены нами. Проект был инициирован в 2006 году, на заседании комиссии должностных лиц ШОС. 16 августа 2006 года на первом заседании рабочей группы в Пекине мы представили замысел этого проекта. 16 марта 2007 года в Бишкеке российской стороной был представлен переработанный проект уже в виде концептуального документа "Международный информационный обмен с использованием электронной цифровой подписи", а также ряд дополнительных документов.

С целью практической реализации этой идеи нами было принято решение образовать экспертную группу, состоящую из юристов и специалистов по техническому сопровождению. Проблема в том, что вопросы трансграничного электронного взаимодействия, вопросы использования электронной цифровой подписи в странах-членах ШОС регулируются по-разному. Приводить документ в соответствие законодательствам всех стран-участниц очень долго, и мы предложили выработать совместное соглашение, которое позволило бы инициировать начало трансграничного электронного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи.

Проект данного соглашения был разработан и представлен на обсуждение стран-участниц. Пока он находится на этапе согласования, это наша дальнейшая работа.

И, наконец, технические специалисты должны на первом этапе организовать так называемую опытную зону и провести первые испытания. В настоящий момент предложения по организации опытной зоны разосланы участникам проекта, пока мы получили подтверждение в участии в опытной зоне только со стороны Киргизской Республики. В принципе участия всего двух сторон в опытной зоне достаточно, чтобы исследовать все вопросы как технического, так и нормативно-правового характера.

Хочу отметить, что на уровне рабочей группы мы получили одобрение от всех. В последнем документе, совместном коммюнике по итогам заседания глав правительств государств-членов ШОС, в пункте 9 главы правительств констатировали, что реализация отобранного специальной рабочей группой по современным телекоммуникационным и информационным технологиям пилотного проекта по организации электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи позволит активизировать инвестиционную деятельность в рамках ШОС в сфере высоких технологий. Выражена готовность поощрять в рамках ШОС взаимодействие в наукоемких отраслях и формирование современных производств на основе совместных инвестиционных проектов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже на политическом уровне данные проект и данное направление нашего совместного сотрудничества получило одобрение.

Для создания опытной зоны нужны средства. Мы произвели соответствующие расчеты по организации такой зоны и готовы представить эти данные. Считаю, что этот вопрос необходимо обсудить на Деловом совете и Межбанковском объединении ШОС.

Что касается второго направления работы ? это телекоммуникационные проекты. Мы определили, что телекоммуникационные проекты для их успешной реализации должны быть интересны как минимум трем странам и должны строиться на принципах взаимной выгоды. Деятельность рабочей группы в том и заключается, чтобы создать условия для операторов, с тем чтобы они, как хозяйствующие субъекты, видели свою выгоду и принимали добровольное участие в этой деятельности.

После этого мы установили принцип рассмотрения телекоммуникационных проектов и согласовали формализованный набор требований к ним, что именно необходимо представлять.

Таким образом, проведя эту организационную работу, в настоящий момент мы пришли к одному телекоммуникационному проекту, о котором говорилось выше. Это инициатива китайской стороны ? построение высокоскоростной информационной магистрали стран-членов ШОС.

До конца проект пока не проработан. По замыслу он объединяет страны-члены ШОС и не предназначен для пропуска транзитного трафика через территорию государств-членов ШОС.

Проект имеет определенные риски для операторов связи РФ. Большая часть доходов операторов связи связана с пропуском транзитного трафика, а построение некой инфраструктуры за пределами России может привести к изменению структуры пропускаемого трафика, что, в свою очередь, может отразиться на доходах операторов.

С целью изучение других многочисленных факторов, влияющих на внедрение данного проекта, мы попросили китайскую сторону предоставить нам дополнительные данные по этому проекту.

Надеемся рассмотреть в следующем году все эти вопросы в рамках рабочей группы.

Недавно в Китае состоялся совместный российско-китайский семинар в рамках ШОС по изучению современных телекоммуникационных и информационных технологий, в том числе рассматривался наш проект. При этом состоялся обмен опытом между операторами связи. Далее мы планируем перейти в практическую плоскость рассмотрения вариантов реализации проекта.

Алексей Домрачеев, заместитель директора Управления государственных услуг Федерального агентства по информационным технологиям

Организация трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи в рамках ШОС

Уважаемые дамы и господа, я представляю Федеральное агентство по информационным технологиям. Наше агентство создано в 2004 году. Основные наши задачи: мы являемся государственными заказчиками федеральной целевой программы "Электронная Россия", и, согласно Закону об электронной цифровой подписи, мы являемся также федеральным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи. В рамках данных задач мы разработали некоторые предложения, которые легли в основу новой редакции федеральной целевой программы "Электронная Россия" и сейчас достаточно успешно воплощаются. В том числе была подготовлена инициатива для международного сотрудничества, которая наиболее успешно развивается в формате ШОС.

Человечество на всем протяжении своего существования постоянно решает достаточно серьезную проблему, проблему изготовления документов. Сегодня мы строим информационное общество, причем есть Окинавская хартия глобального информационного общества, есть стратегия построения информационного общества в России, одобренная Президентом России. Конечно, надо пересматривать подходы с учетом новых информационных технологий. Мы в качестве такого подхода предложили использовать технологию доверенной третьей стороны.

В отличие от традиционных документов, бумажных, электронные документы имеют двойственную природу: с одной стороны, это сами процессы, которые происходят в компьютере, передаются по Интернету и т.д., с другой стороны, собственно электронные документы могут иметь внешний облик ? они могут быть видны на экране компьютера, могут быть также распечатаны на бумаге.

Для электронного документа ключевым фактором является его стабильность во времени, поскольку электронные документы в отличие от бумажных теряются безвозвратно. Именно для этого и предназначены современные электронные технологии, обеспечивающие безопасность документов ? среди них электронная цифровая подпись. Это и инфраструктура открытых ключей, которая реализуется через систему удостоверяющих центров. И доверенная третья сторона.

Если брать их хронологию, то электронная цифровая подпись разрабатывалась как технология в 80-х годах прошлого века, начала она разрабатываться в недрах спецслужб. У нас соответственно в недрах КГБ велись работы, затем бизнес-сообщество подключилось к этой работе, уже с появлением Интернета. Выяснилось, что для успешного функционирования данной технологии нужна соответствующая инфраструктура. Она получила название инфраструктура открытых ключей, уже в 90-х годах.

И, наконец, в 2000 году были изданы некоторые документы, о свободном интернет-сообществе, так называемая доверенная третья сторона (ДТС). Цель доверенной третьей стороны ? обеспечить ретроспективу событий в случае, если какой-либо электронный документ будет утерян. Или если есть какой-то конфликт, при заключении договора в электронном виде - доверенная третья сторона помогает установить, кто подписал документ, когда подписал, и при необходимости предоставляет соответствующие доказательства в суд.

Доверенная третья сторона рассматривается нами как альтернатива анонимности, которая царит на данный момент в просторах Интернета, создавая благодатную почву для кибер-преступности. С помощью доверенной третьей стороны можно построить пространство доверия в сети, поскольку Интернет достаточно защищен для этой цели.

Мы акцентируем внимание на следующих основных требованиях к ДТС: она должна обеспечить фиксацию времени, целостность, подлинность, авторство и конфиденциальность. Собственно наш проект и ориентирован на обеспечение данных качеств. На проблему ДТС мы вышли, решая другую проблему в формате "Электронная Россия": было создано громадное количество информационных систем, и все они не взаимодействуют друг с другом. Поэтому если на основе ДТС необходимо обеспечивать те функции и услуги, которые реализуются - а их оказалось только на федеральном уровне около 4000, то на построение таких информационных доверенных систем для взаимодействия граждан уйдут колоссальные суммы, не хватит никакого стабфонда. Поэтому мы и предложили создать единую коммуникационную технологическую инфраструктуру в виде ДТС, что более эффективно, безопасно и значительно дешевле для нашего государства.

Те же решения мы предлагаем и для международной арены. Доверенная третья сторона может рассматриваться как доверенный посредник, при этом в мире существуют уже определенные аналоги. Прежде всего, это нотариальные процедуры, в первую очередь, для бумажных документов. В электронном пространстве существуют свои прообразы ДТС ? это, например, почта России.

Функции доверенной третьей стороны. ДТС позволяет сопрячь различные криптографические пространства, поскольку в основе электронной цифровой подписи лежит криптография. Напомню, что в России использование иностранных криптографических средств для взаимодействия с органами власти категорически запрещено.

Еще одна достаточно серьезная проблема, которая решается с помощью доверенной третьей стороны, это переформатирование документов. Сегодня существует громадное количество различных форматов электронных документов, в качестве международного в прошлом году был принят стандарт odf, буквально на днях стандарт pdf, разработанный компанией Adobe. Известно, что Бил Гейтс прилагает значительные усилия, чтобы его майкрософтовский формат xml также попал в число международных официально принятых стандартов. Из этого видно, что форматов много, для сопряжения информационных систем и обмена между системами разных государств документ необходимо переформатировать. Для этого, в том числе, как раз и предназначена ДТС.

И еще одна важная функция ? это долгосрочное хранение электронных документов, практически бессрочное. Дело в том, что с течением времени криптографические шрифты теряют стойкость, возникают новые, более совершенные средства, поэтому документ нужно переподписывать по истечении определенного срока. Тем самым решается проблема бессрочного хранения электронных документов, а также решается проблема уничтожения электронных документов, что является также весьма актуальным.

Решения, предложенные нами, нацелены в том числе и на преодоление общих проблем электронного документооборота, характерных не только для России, но и для Европы: это стандартизация, интероперабильность национальных систем различных стран и электронное архивирование. В США также разрабатываются аналогичные нашим подходы.

Но есть и принципиальные различия в наших с американцами походах к решению проблемы. Дело в том, что американцы предлагают построить информационное пространство на основе единого алгоритма, сразу вопрос ? а чей это будет алгоритм, наш, американский или еще чей-то? Вряд ли у спецслужб получится договориться по этому вопросу. Наши технологические решения и правовые конструкции предполагают тесное взаимодействие между национальными сегментами, при этом каждая страна сохраняет то пространство, которое является для нее актуальным. За этими подходами к решению данной проблемы скрывается взгляд на дальнейшее политическое развитие мира ? каким ему быть, многополярным или однополярным. Исходя из американской концепции ? это однополярный мир, поскольку единый алгоритм позволяет контролировать все мировое пространство за счет средств информационной безопасности, либо, исходя из концепции нашей, многополярный мир.

Именно эти идеи были реализованы в рамках федеральной программы "Электронная Россия", а также предложили данный проект на Большую восьмерку, как раз председательствовала наша страна. Проект был поддержан всеми странами, кроме США, по причинам, изложенным выше. Выступил представитель компании Майкрософт в поддержку Госдепартамента США. Таким образом, все данные технологические конструкции имеют и свою политическую подоплеку. Тем не менее, в российском МИДе поддерживают наш проект, и мы собственно приняли решение продвигать его и в дальнейшем, особенно в форматах, которые нам ближе ? в первую очередь, ШОС.

В прошлом году мы представляли этот проект в Европе, в Польше проходила крупнейшая международная конференция по цифровым подписям, 22 страны участвовало. Конференция получила такое неофициальное название "Русский сезон", поскольку те решения, которые мы продемонстрировали, были отмечены специалистами из Брюсселя как перспективные.

В предварительной программе сегодняшнего заседания были вопросы электронного правительства, наверное, правильнее для ШОСа ставить вопросы не электронного правительства, а электронного сообщества, поскольку вряд ли когда-то будет единое правительство стран-членов ШОС. Там же поднималась и тема создания технопарка. Вполне считаю возможным заложить для ШОС один из технопарков, поскольку некоторая идеология сегодня уже сформирована, под эту идеологию нужно закладывать соответствующее программное решение. Крайне актуальным является и проработка правового поля. Причем проект конвенции, предложенной нами, имеет в основе Гаагскую конвенцию, и предложили ввести в международное правовое поле такое понятие, как доверенная третья сторона. Соответствующие документы разосланы во все страны-члены ШОС.

Где можно использовать ДТС в различных корпоративных и международных системах? Это электронная торговля, государственные закупки как наиболее интересная часть, это телемедицина, дистанционное образование, фондовый рынок, мобильные платежные системы, электронные библиотеки и многое другое.

Нами создана концепция электронного трансграничного взаимодействия, разработан пакет других документов. Как отметил в своем докладе глава правительства Виктор Зубков, что в России сегодня осознают перспективность сотрудничества в сфере новейших технологий, по этому направлению в нашей стране есть пилотный проект организации трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи.

Леонид Шершнев, председатель Общественного координационного совета в поддержку ШОС, президент Фонда национальной и международной безопасности (НИМБ), главный редактор журнала "Безопасность", генерал-майор запаса

Цивилизационная идеология и международные телекоммуникации на пространстве ШОС

Обсуждая проблему создания системы связи и коммуникаций в рамках ШОС, следует, на мой взгляд, исходить из ее целевого предназначения, обусловленного необходимостью построения единого информационного пространства этой Организации, не только как набора соответствующих технических средств и инструментов для разнообразной работы с информацией, но, прежде всего, как его смыслового, содержательного наполнения.

Если исходить из того положения, что ШОС является международной организацией цивилизационного типа, поскольку включает в себя четыре общепризнанных государства-цивилизации в лице России, Китая, Индии и Ирана, то модель такого пространства должна включать в себя некое информационное ядро, в роли которого видятся цивилизационная идеология, а также структуры цивилизационного управления, использующие, в том числе, и последние достижения информатизации. Мне представляется, что разработка единой цивилизационной идеологии ШОС является сегодня самой актуальной, самой насущной задачей, без чего нельзя обеспечить комплексное, созидательное, поступательное движение в будущее этой Организации. Иначе очень скоро она может зайти в тупик своего развития.

Потребность в скорейшем создании цивилизационной идеологии ШОС диктуется складывающейся обстановкой в мире. Мы видим, что прекращение противоборства в мире двух глобальных идеологических систем - капитализма и социализма (коммунизма) не привело к единству мира, а резко усилило межцивилизационную напряженность. Нарастают глобальные межцивилизационные противоречия и конфликты, особенно заметные в отношениях Запада с мусульманским миром. Идет самая настоящая информационная война с целью разрушения культурного ядра народов.

Но главная битва развертывается в сознании людей. Информатизация всех сторон жизнедеятельности стала всепроникающей. Интернет, с одной стороны, открыл новые возможности для общения и совместной деятельности людей, а с другой, многократно увеличил возможности для манипулирования людьми, для воздействия на их сознание. Человеку становится все труднее ориентироваться в непрерывно нарастающем потоке информации, несущем некие "новые" ценности.

Именно цивилизационная идеология ШОС призвана стать базовой опорой, оптимальной защитой общественного сознания и социо-культурного бытия, средством противодействия деструктивным, дезориентирующим воздействиям. Она будет способна стать противовесом разрушительной экспансии западной культуры, представляющей собой угрозу для цивилизационных ценностей стран ШОС, для цивилизационной идентичности их народов.

Цивилизационная идеология ШОС позволит скрепить цивилизационное ядро этой организации, обеспечить ее целостность в эпоху интеграции ценностей, а также выстроить верный вектор цивилизационного развития.

Целенаправленное созидание нового идеологического единства в рамках ШОС - это, прежде всего, духовно-нравственная задача. Цивилизационная идеология ШОС - это соединение всего лучшего, что присуще всем народам и цивилизациям. Это синтез принципов, национальных идей, национальных идеологий, национальных цивилизационных ценностей, проектов, интеллектуальных инициатив.

При этом речь идет и о сохранении своей идентичности, об уважении самобытных культур всех народов, государств и цивилизаций, об учете согласованных интересов, реальных общественно-политических, социально-экономических, культурных, научных и иных аспектов как сегодняшнего дня, так и перспектив развития.

В цивилизационной идеологии ШОС могла бы найти свое воплощение и Русская идея и идеологемы других государств в гармоничном соответствии друг с другом. Эта идеология должна основываться на прошлом историческом опыте, выполнять свою миссию в настоящем и закладывать основы будущего созидательного развития ШОС.

Духовно-нравственная работа над цивилизационной идеологией ШОС должна идти в русле осознания своей культурной, исторической, цивилизационной ответственности за судьбы народов и государств не только самой организации, но и мирового сообщества. Уже сам процесс выработки идеологии призван закрепить осознание того факта, что только общими усилиями цивилизации, народы и государства могут обеспечить выживание всего человечества, его прорыв в будущее в условиях растущих глобальных вызовов и угроз.

Эта идеология призвана помочь поиску идеального социально-экономического жизнеустройства на глубоких духовно-нравственных началах, на здравом смысле, совести, справедливости, правде.

Цивилизационная идеология ШОС позволит увидеть пространство ШОС как единое целое, поможет развитию стратегического мышления, охватывающего масштабы мира, расширению общественного сознания, трансформации представлений о безопасности как сохранении целостности на принципах управления противоречиями; об образовании, готовящем человека знаний, воли и духа; о всех других аспектах жизнедеятельности.

Как мне представляется, основы цивилизационной идеологии уже складываются сегодня. И инициативу здесь проявляют китайские товарищи. Так китайский философ Ван Цзянь в своей книге, вышедшей в 2006 году, определил, что назначение ШОС состоит в том, чтобы быть источником и гарантом общественного блага. Многого стоит недавнее решение XVII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (КПК) о сообразном с природой, в гармонии с экосферой развитии Китая.

Решаемая китайским руководством задача построения среднезажиточного, гармоничного социалистического общества в полной мере отражает его стремление привести в соответствие возможности природы с удовлетворением многократно возросших потребностей людей и одновременно ослабить антропогенную нагрузку на биосферу. Это очень важный прецедент в мировой истории и мировой практике, достойный пример для всех стран ШОС. К сожалению, современная Россия отстает в выдвижении и претворении в жизнь научных, концептуально-идеологических направлений развития, имея богатейшее теоретическое наследие. Видимо негативно здесь сказывается отсутствие у нас национальной идеологии, по существу, запрещенной либеральной Конституцией 1993 года. Ведь у России есть немало достойных идеологем. Вспомним Достоевского, который видел предназначение русского народа в восстановлении гармонии у себя в стране и между странами. Именно в гармонии он видел цель эволюции человека, государства, управления.

Непреходящее научно-практическое значение для выработки цивилизационной идеологии имеет творческое наследие Менделеева. Его взгляд в будущее из прошлого содержит искомое описание нашего социального завтра. Он писал о мировоззренческой организации рационального государственного управления, научной и промышленной деятельности общества. Его советы нацелены на "? консолидацию инициативных идей и усилий, на их реализацию, на необходимость научиться относиться бережно к собственным природным и человеческим ресурсам и возможностям".

Русский ученый Вернадский, ученик Менделеева, развивая его идеи, утверждал "принцип разумного содействия людей друг другу для улучшения их жизни, где главное - это развитие просвещения страны во имя заботы о благе народа". К слову сказать, Вернадский увидел в социализме то, что не заметили ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин, которые считаются основоположниками этого учения. Появление марксизма Вернадский связывал не с обострением классовых противоречий, а с гигантским ростом научных, теоретических знаний, со взрывом творческого человеческого мышления. Социализм он представлял как прямой результат роста научного мировоззрения и как власть ученых.

Таким образом, цивилизационная идеология ШОС может в себя включать и идеологию (в приемлемых аспектах) либерализма, и идеологию социализма, и религиозные учения. Например, в цивилизационной идеологии ШОС могли бы найти свое отражение мысли Великого Аятоллы Имама Хомейни, изложенные им в своем Завещании, о защите угнетенных и обездоленных масс, об установлении социальной справедливости в интересах всех людей, о приоритете духовно-нравственных ценностей и ориентиров, о недопустимости всех видов аморального поведения.

Цивилизационная идеология ШОС должна помочь России выйти, наконец, из парадигмы "цивилизованного развода" в рамках СНГ и включиться по-настоящему в цивилизованный сбор народов и цивилизаций на пространстве ШОС на основе гармоничного взаимодействия. Цивилизационная идеология ШОС как система нравственных, религиозных, философских, политических и правовых взглядов и идей объединяющая народы и государства для их совместного развития, способна реально выступать в роли системообразующего вектора в строительстве самой Организации, в ее практической деятельности, в обеспечении коллективной безопасности, включая и информационную защиту.

Совмещение формы и содержания или технических средств информации и идеологического наполнения каналов связи и телекоммуникаций в едином информационном пространстве ШОС открывает для стран-участниц Организации самые благоприятные возможности созидательного, устойчивого развития, поддержания их жизнестойкости и жизнеспособности.

Вместе с тем, создание целостной цивилизационной идеологии ШОС в полной мере отвечает потребностям всего человечества, поскольку ее реализация позволяет выйти на решение не только региональных, но и глобальных проблем, на сохранение базовых ценностей нынешних и будущих поколений, на обеспечение мира во всем мире. Видимо, настало время сформировать в рамках ШОС интеллектуальный центр, который целенаправленно занялся бы подготовкой проекта цивилизационной идеологии.

Общественные организации - устроители данного круглого стола могли бы принять самое деятельное участие в работе над этим цивилизационным проектом.

Сергей Устюгов, начальник отдела Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

У меня краткое сообщение для всех присутствующих. 31 января ? 1 февраля 2008 года в Москве состоится очередное юбилейное собрание общественной организации "Инфофорум". Это мощное общественное движение, которое поддерживается в том числе органами власти. На организационном совещании было принято решение о том, что в рамках предстоящего форума будут обсуждаться проблемы евразийского государственного гуманитарного сотрудничества. Мы были бы признательны Общественному координационному совету ШОС и всем, кто присутствует от государств-участников данной организации, если бы вы рассмотрели вопрос своего участия в рамках данного форума. Более подробная информация будет размещена на соответствующем сайте www.infoforum.ru.

Хотелось бы отметить, что развитие сотрудничества по прошествии 6 лет существования ШОС приобретает мощный, взрывной характер, в том числе, благодаря гуманитарной составляющей, включающей в себя исторические традиции дружбы наших народов, культурно-исторические корни, которые нас объединяют. Опыт совместного проживания на таком огромном материке, как Евразия, является, на мой взгляд, прообразом формулы общечеловеческого выживания, прообразом и полигоном разрешения мировых проблем, над которыми сегодня бьются различные идеологические школы, в том числе и западные.

И весь этот спектр вопросов и будет широко обсуждаться на предстоящем 31 января ? 1 февраля форуме. Это будет серьезное мероприятие, ожидается участие главы российского правительства Виктора Зубкова и, возможно, первого заместителя Председателя правительства России Дмитрия Медведева.

Кирилл Львов, ЗАО "Компания ТрансТелеКом"

Проблема трансграничных соединений и информационного обмена

Хотел бы сказать несколько слов по проблеме трансграничных соединений и информационного обмена.

Проблема трансграничных соединений характерны не только для "Транстелеком", но и для других крупных российских операторов. Проблема трансграничных соединений имеет три главных аспекта: первое ? это законодательная проблема, второе ? это рыночные аспекты и аспекты конкурентной среды и третье ? это технологические аспекты соединений. В части законодательных проблем, связанных с организацией трансграничных соединений, мы знаем о существовании постановления правительства, которое тяжело сказывается на организации трансграничных соединений, в частности, с международными операторами, и с операторами по ШОС, в числе которых и Казахстан, и Китай и т.д. Поэтому сроки организации соединений у операторов, которые вновь приходят на рынок, могут варьироваться от полутора лет до двух, что связано с решением Россвязьнадзора по трансграничным соединениям.

Поэтому данная проблема относится как к организации соединений с западными операторами, так и с операторами стран СНГ и стран-членов ШОС.

Второе. Рыночный аспект проблемы связан с конкурентной средой как внутренней, так и внешней. Специалисты прогнозируют, что рост трафика в направлении Европа-Азия до 2010-11 годов должен увеличиться как минимум в 4 раза. Соответственно, наличие рынка с вытекающими проблемами существования сверхконкурентной среды здесь понятно. В настоящее время компания "Транстелеком" составляет конкуренцию "Ростелекому", прогнозируется появлением в данном секторе в ближайшие три года еще нескольких операторов, что в итоге значительно снизит стоимость трафика для конечного пользователя услуг.

Третье. Технологический аспект организации трансграничных соединений ? это аспект технологический, мы, в частности, столкнулись с определенными трудностями при налаживании соединений с казахскими и китайскими операторами. Проблема проста и вполне понятна специалистам и операторам связи ? это проблема совместимости платформ и влияние технологических процессов на совместимость. По данному аспекту почти всегда возникают некоторые трения и они в конечном итоге влияют на параметры инвестиционного проекта.

Что касается взаимодействия с казахскими и китайскими операторами, то рост, который прогнозирует "Транстелеком", составит около 22%-30%, при достаточно сильном расширении сетей. В настоящий момент у "Транстелекома" есть два стыка с казахскими операторами, и два ? с китайскими.

В отношении информационного обмена в настоящее время есть проблема в рамках взаимодействия с ШОС, связанная со структурой трафика, а также решается в данный момент проблема взаимодействия с операторами.

Ольга Румянцева, директор Департамента продаж и обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком"

Я представляю компанию "Ростелеком", национального оператора дальней связи. Со своей стороны могу сказать, что "Ростелеком" очень активно работает в этом направлении. В частности, я принимала участие в совместной российско-китайской рабочей группе, мы очень плотно работали со странами-участниками ШОС, причем мы работаем как по обмену трафиком, так и по развитию нового вида услуг в этом направлении. Как одно из наших достижений хочу отметить, что в прошлом году между "Ростелекомом" и "Чайнателеком" было подписано соглашение об обмене интернет-трафиком. С другими членами-участниками ШОС у нас есть договор о предоставлении услуг доступа в Интернет, и собственно, мы ведем работы по созданию единого информационного пространства. Т.е. речь идет об объединении сетей передачи данных.

Что же касается взаимоотношений с Китаем, то проект транзита Европа-Азия развивается "Ростелекомом" уже очень давно и, на мой взгляд, успешно, поскольку объем емкостей, задействованных под транзит, увеличился практически в 4 раза с момента начала его продаж. Известно, что в Китае темпы роста проникновения интернет-пользователей являются просто гигантскими. Охват Китая Интернетом на сегодня составляет около 25-30%. При этом понятен огромный потенциал этой страны. Объем трафика постоянно растет.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах-участниках ШОС. Поэтому, со своей стороны, я могу отметить, что несмотря на определенные сложности и проблемы, все это можно решить в оперативном порядке. У нас на сегодня есть два перехода на Китай с компанией "ChinaTelecom", мы предоставляем кратчайшую наземную альтернативу морским подводным кабельным системам, что пользуется постоянно растущим спросом.

Таким образом, я со своей стороны хочу отметить сотрудничество, которое мы на данный момент имеем, и могу отметить наличие хороших предпосылок для того, чтобы это сотрудничество росло и развивалось.

Алексей Власов, генеральный директор Информационно-аналитического центра (ИАЦ) по изучению социально-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.В.Ломоносова

Дистанционные системы образования - инновационный проект в рамках ШОС

Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать вас на столь представительном мероприятии, посвященном исключительно важной и актуальной теме развития международных проектов в области связи и телекоммуникаций в рамках ШОС. Тема, с которой меня попросили выступить организаторы сегодняшнего мероприятия, с одной стороны, напрямую связана с темой, заявленной в материалах круглого стола, а, с другой стороны, несколько расширяет её пределы, так как речь пойдёт о развитии систем дистанционного образования в рамках образовательных проектов стран-участниц ШОС.

Очевидно, что эта проблема имеет две стороны: сторону содержательную и сторону техническую. Но обе эти составляющие тесно увязаны с другой более глобальной проблемой. А именно - с проблемой создания механизма межгосударственного информационного взаимодействия по вопросам образования. В конечном счёте, это вопрос о формировании единого образовательного пространства в рамках ШОС на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. В нашей стране существует системный документ, предусматривающий комплексное развитие государства, общества и бизнеса в условиях информационного общества, ориентирующий нацию на развитие экономики, основанной на знаниях - "Стратегия развития информационного общества".

Стратегия касается не только приматов развития, инфраструктуры, технологий и экономики информационного общества, но и их координации с приоритетными направлениями в социальной и духовной сфере - образовании, науке, культуре, массовых коммуникация, духовно-нравственном воспитании.

В свое время Владимир Путин отмечал, что "...страны, сделавшие ставку на развитие информационных технологий, сегодня занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда. Они добились существенного роста производительности труда, повысили качество государственного управления. А доступность для граждан всего спектра информационных услуг кардинально повлияла на развитие в этих странах человеческого капитала, на рост их конкурентоспособности. И, наконец, свободный обмен идеями и информацией - это важный фактор укрепления в государствах демократических институтов и процедур". Но реализация программы создания "информационного общества" невозможна вне сферы взаимодействия в рамках масштабных интеграционных проектов ШОС, ЕврАзЭС, СНГ.

Известно, что дистанционное обучение - это одна из более эффективных форм подготовки специалистов 21 века, которую невозможно реализовать без опоры на современные средства телекоммуникации. Именно через эти средства появляется возможность обеспечить одновременное обращение ко многим источникам учебной информации учащимся, которые находятся за тысячи километров от того места, где находятся сами эти источники: электронные библиотеки, банки данных, базы данных. Более того, современное образование стимулирует общение через сети не только студентов и преподавателей, но и формирует активную академическую связь внутри студенческого сообщества.

Учитывая, что страны ШОС объединили в своей интеграционной структуре уникальные культуры и уникальные системы образования, можно сказать, что система дистанционного обучения позволяет решить вопрос взаимного обогащения этих культурных и образовательных традиций, он-лайн обучение ломает психологические барьеры. Но остаётся вопрос, в какой степени содержательно и технически страны ШОС готовы создать единую сеть дистанционного образования по общим стандартам содержания и качества образования.

Пока, к сожалению, речь идёт в основном о проектах двустороннего сотрудничества. Поскольку, в целом ряде стран как, например, Кыргызстан, Таджикистан возникают проблемы с развитием интернет-структуры местных провайдеров, и, как следствие, возникает нестабильность и низкое качество предоставляемых услуг.

Многие студенты национальных аудиторий сталкиваются с языковым барьером и незнанием основ технических программ. Но, что самое важное, существует целый комплекс проблем, связанных с правовым обеспечением деятельности центров дистанционного обучения, которые возникают вследствие "несовместимости" положений в национальных законодательствах в этой области. Поэтому, решив целый комплекс технических проблем, мы всё же не доведём до конца поставленные задачи, если не поставим вопрос о квалифицированных кадрах, способных на высоком уровне обеспечивать содержательную реализацию этих программ.

Иными словами, необходимо объединить возможности специалистов в области телекоммуникационных услуг и специалистов в области высшей и средней школы. Если не будет эффективно реализована хотя бы одна из составляющих этих проектов, то, фактически, мы работаем "в пустоту". Хотя, очевидно, что скорейшее внедрение программ дистанционного обучения не терпит отлагательств именно потому, что в некоторых странах в некоторых странах Центральной Азии возможность поступать в высшие учебные заведения имеют только 30% выпускников средних учебных заведений.

Здесь можно назвать такие страны, как Узбекистан - одна из самых молодых республик Центрально-Азиатского региона, перед которой стоит очень сложная проблема выпускников ВУЗов. Без развития программ дистанционного обучения решить эту задачу практически невозможно.

Если говорить о конкретных предложениях, то сейчас речь идёт об образовании проектов в рамках ШОС консорциума ВУЗов, развивающих интеграционные проекты, с участием ведущих ВУЗов Китая, России, Казахстана. И, видимо, этот консорциум мог бы стать пилотным проектом продвижения "сетевой" системы дистанционного обучения.

Владимир Матвеев, Институт Дальнего Востока РАН

Социально-экономические аспекты развития телекоммуникаций в регионе ШОС

Хотел бы высказать ряд соображений по социально-экономическим аспектам развития телекоммуникаций в странах ШОС. Процесс перехода к рыночным отношениям в странах Азии пока далек от завершения. Но и в этих странах вопрос использования информационных и телекоммуникационных технологий в экономической среде уже находится в центре внимания.

В странах Центральной Азии при этом, за исключением, пожалуй, Казахстана, в настоящий момент усиливается опасность широкомасштабного экономического кризиса, а также усиливаются противоречия между властью и обществом, и в политическом, и в социально-экономическом отношениях. Особенно остры региональные противоречия в этих странах.

На наш взгляд, именно развитие телекоммуникаций в какой-то степени нивелирует эту опасность. Например, Казахстан, хотя и опережает большинство стран региона в развитии телекоммуникационных технологий, все-таки продолжает оставаться в конце первой сотни стран по этому показателю, по развитию и доступности телекоммуникационных технологий.

Следует отметить, что с экономической точки зрения телекоммуникации являются необходимым условием для развития современного бизнеса и для экспортной деятельности. Кроме того, развитие телекоммуникационных технологий для слабо развитых стран данного региона, Центральной Азии, ведет к сокращению экономической миграции между сельскими и городскими районами, нивелирует негативные явления в социальной сфере, предоставляя новые рабочие места, дает гарантии доступа населения к информации, способствует укреплению международных экономических связей.

Центральноазиатские государства занимают выгодное географическое положение, на пути между Европой и Азией, что объясняет конкуренцию между коммуникационными транзитерами в регионе.

Страны регионы начали переходить с устаревшего аналогового оборудования на современное спутниковые цифровые каналы связи. Это обеспечивает выход стран азиатского региона на Россию, Кавказ и далее.

Среди целей и перспективных задач Шанхайской организации сотрудничества особенно следует отметить координацию подходов к интеграции в мировую экономику, а также совместный поиск решений проблем, возникающих в новом столетии. Здесь особое внимание должно быть уделено сфере образования. Знаковым можно считать подписание главами государств стран - членов ШОС соглашения о сотрудничестве в области образования. Образование способно сыграть первостепенную роль в интеграционных процессах внутри ШОС. В данном соглашении отмечается, что стороны содействуют установлению прямых связей в образовательном процессе стран-членов ШОС.

Думается, что и здесь большая роль отводится развитию телекоммуникаций. Одним из показателей развития степени телекоммуникаций является степень распространения Интернета. Как свидетельствуют данные, всего лишь за 10 лет в странах ЦА, фактически на телекоммуникационном пустыре, где в начале 90-х вообще ничего не было, сложился огромной и динамично развивающийся сектор Интернет-услуг. Конечно, уровень интернетизации в странах ЦА, т.е. уровень охвата населения Интернет-услугами довольно низок по сравнению с другими странами.

Если, например, этот показатель превышает 50%, в России находится на уровне 16%, то в Киргизии ? 5,1%, в Узбекистане ? 3,3%, в Казахстане ? 2,2%. Но при этом наблюдается рост ежегодный рост числа пользователей, например, в Казахстане в 4 раза за последний год, и похожие показатели в большинстве стран региона.

В итоге хотел бы сказать, что пока в целом развитие телекоммуникаций большинства стран ШОС находится в начальной стадии.

Наталья Харитонова, ИАЦ по изучению социально-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.В.Ломоносова

Развитие инновационных технологий как одно из стратегических направлений взаимодействия в рамках ШОС

Хотела бы сегодня рассказать о развитии инновационных технологий на постсоветском пространстве в рамках ШОС.

Говоря о пространстве ШОС, то здесь сказывается влияние сразу многих факторов, среди которых экономические, т.е. существующее мировое разделение труда, что безусловно сказывается на развитии региона. Важным фактором является конкурентоспособность стран, участвующих в данных процессах. Также важна направленность экономики ? сырьевая или несырьевая. Есть и политические факторы.

Поэтому, учитывая все данные факторы, в данном регионе образцом для всех прочих стран ЦА является Китай. В чем разница между Россией и Китаем, говоря об инновациях?

Для Китая период транзита экономики стартовал в начале 80-х годов и проходил под чутким руководством правящей партии. Были созданы свободные экономические зоны, руководство страны внедряло самые удачные схемы в экономику. При этом деньги на инновационное развитие шли именно от сбыта продукции массового потребления. С Россией же ситуация была совсем иная. У нас все средства от реализации нефти, газа и прочих ресурсов концентрировались в руках крупных корпораций. Сейчас происходит процесс отхода от сырьевой направленности нашей экономики, и довольно удачно.

Что касается стран Азии, они находятся на перепутье. В качестве примера можно привести Казахстан. Астана активно продвигается по этому пути, перенимая все самые успешные инструменты и ориентируясь не только на Россию и Китай, но на опыт всего мира. Для себя Казахстан определил 5 основных приоритетов научно-технологического развития: информационные и космические технологии, нанотехнологии и новые материалы, биотехнологии, технологии возобновляемой энергетики и новые технологии углеводородного и горно-металлургического секторов. Затем у них реализуется программа индустриально-инновационного развития Казахстана, до 2015 года. Развитие национальной инновационной системы идет за счет активных государственных инвестиций с участием международных бизнес-структур. Важно, что именно государство стало главным инициатором таких проектов, осознав опасность гипертрофирования сырьевых областей.

Что касается инноватики в рамках ШОС, то между Россией и Казахстаном налажено тесное взаимодействие в области инноватики, инвестиций, сотрудничество в топливно-энергетической сфере, телекоммуникаций, торговой сфере и т.д. Но есть и ряд нерешенных вопросов, глобального характера. Во-первых, это вопрос, удастся ли странам ШОС вклиниться в мировое разделение труда? И второй вопрос ? это выработка механизмов взаимодействия с ВУЗами, с госучреждениями и органами государственной власти, что также очень важно и актуально.

Александр Григорьев, Коммерческий директор ООО "ВИТА-Сервис"

Инфраструктура сетей широкополосного беспроводного доступа (ШБД) транспортных магистралей

Я представляю компанию "Вита-Сервис", которая позиционируется на рынке IT-коммуникаций. Компания входит в группу компаний "ВИТА-Сервис". Наша фирма разрабатывает и реализует ряд проектов, интересных с точки зрения новационного подхода. Полагаю, что в рамках координационного совета ШОС данные проекты могли бы представлять определенный интерес.

Один из проектов, под условным названием "Открытые границы", имеет своей целью обеспечение открытости границы, развитию дополнительной сферы услуг в рамках трансграничных переходов, обустройству соответствующих экономических зон, прилегающих к этим трансграничным переходам.

Фирма "ВИТА-Сервис" позиционируется на рынке по развитию комплексных услуг широкополосного беспроводного доступа. И все данные проекты основаны именно на этих технологиях. В частности, разрабатываем проект для западной границы, предусматривающий размещение видеокамер вдоль трансграничных переходов, размещение точек доступа по технологии Wi-Fi, которые могут обеспечивать сервис людям, проводящим многие часы в очередях при пересечении границы. А также размещение терминальных услуг, которые позволят осуществлять дальнейшее динамическое развитие трансграничных переходов.

В этой ситуации новационностью является скорее сам организационный подход к данному проекту. Несмотря на то, что, например, система видеонаблюдения, которая используется на этих переходах, также обладает рядом уникальных характеристик и основана на интеллектуальной обработке видеоизображения: это и отцифровка номера автомобиля, и соотнесение с типом автомобиля, вплоть до автоматического определения различных последующих сценариев.

Здесь необходимо отметить, что возможность организации широкополосного беспроводного доступа обусловлена проблемой частотного характера, связана с его регулированием, и явно данная проблема проявляется при организации широкополосного беспроводного доступа к движущимся объектам. Так или иначе, это решается операторами сотовой связи, но частотный ресурс, который удобен для обеспечения полноценного широкополосного беспроводного доступа к движущимся объектам, крайне узок и, как правило, используется исключительно в рамках коммерческого доступа. В случае организации сетей, особенно транспортных потоков, на железных дорогах, на судах, проблема заключается в том, что получить доступ к частотам практически нереально, слишком дефицитен данный частотный ресурс.

В последнее время оформился новый подход к решению этой проблемы, основанный на несколько иной архитектуре этих широкополосных сетей ? на так называемой технологии "Мэш". В рамках этой технологии компания "ВИТА-сервис" предлагает ряд решений по обеспечению непрерывного широкополосного доступа в движущиеся объекты, как в железнодорожные составы, так и в автотранспорт, а также морские и речные суда.

Новизна подхода заключается в том, что экономические затраты вполне посильные, это не требует громадных инвестиций, позволяет обеспечить сначала сегментно широкополосный доступ в движущиеся объекты.

Хочу также отметить, что воплощение всех этих проектов во всем остальном мире находится пока на начальной стадии. У нас есть уже некий опыт, позволяющий масштабировать использование этих проектов в различных направлениях.

Владимир Горбановский, Центральное Агентство развития системных интеграционных инициатив

Хотелось бы коротко остановиться на современных информационных проектах в рамках ШОС на примере Белгородской области России, в которой наша организация в последнее время участвует в реализации ряда социально значимых проектов. Когда мы говорим сегодня о ШОС, то часто возникает вопрос о практической пользе этой Организации для конкретного населения, входящих в нее стран. Например, что ШОС может дать конкретному человеку, живущему в Белгородской области?

Между тем, Белгородская область является сегодня наиболее продвинутой и передовой в России по темпам экономического роста и внедрения организационно-технологических инноваций, облегчающих жизнь людей. Например, известная система "Одно окно", значительно облегчающая оформление рядовым гражданам различных жизненно важных для них документов, отлично работает в Белгороде, но пока плохо работает в Москве. Это объясняется не в последнюю очередь тем, что власти Белгородской области успешно реализуют концепцию "электронного правительства" и другие передовые технологии, в т.ч. в сфере связи и телекоммуникаций.

Думается, что внедрение положительного опыта Белгородской области в ШОС могло бы принести большую пользу этой Организации. Хотелось бы, в то же время, чтобы позитивные опыт и достижения всех стран ШОС в сфере связи и телекоммуникаций были широко доступны во всех государствах Организации. В этом плане крайне важным представляется скорейшее создание собственного "интранета" в рамках ШОС.

Сергей Савушкин, председатель Совета директоров Медиагруппы "РКЦ-Медиа"

Презентация телеканала "Китай"

Хотел бы презентовать первый российско-китайский телеканал, который планируется запустить в тестовое вещание на российский рынок в феврале 2008 года, а в нормальном плановом вещании ? с мая. Проект уже вызывает колоссальный интерес зрительской аудитории, причем данный проект предполагает развитие восточного направления, в том числе китайского.

За последние годы количество студентов в российских вузах, изучающих китайский язык и восточное направление, увеличилось в 14 раз. Цифра гигантская, всего более 2 млн. таких студентов в России. Кроме того, около 3 млн. человек в России увлекаются восточными единоборствами, нетрадиционной восточной медициной и т.д.

Основные принципы компании. Это российская компания, хочу предварить возможные вопросы, это никакая не китайская пропаганда. Это абсолютно российская компания, действующая по российскому законодательству.

Материалы для эфира планируется закупать у китайских и российских производителей, но и будут производиться самостоятельно, поскольку кроме фильмов будут и информационные программы. Планируется адаптация китайских программ для российского зрителя, не просто трансляция китайских фильмов на русском языке, а, напротив, будут комментарии, пояснения. Для простых граждан станет понятней, что происходит в ШОС.

Распространять сигнал телеканал будет по территории России, по странам СНГ, Балтии. Вещание будет, на первом этапе, на русском языке с китайскими субтитрами, и второй этап ? возникновение дубль-канала, примерно с осени 2008 года, на китайском языке с русскими субтитрами. Потенциальная аудитория канала, по нашим оценкам, может составить до 35 млн. человек.

Основной контент канала ? естественно, фильмы, сериалы приключенческого жанра, очень много познавательного из истории, религии, науки, животного мира, минимум политики, социальных материалов много будет, и новостей. Планируются и некие ситуативные программы, помогающие изучать язык, китайский и русский.

В планах компании также открытие голосового портала для китайцев, проживающих на территории РФ или приезжающих в Россию.

Годовой бюджет канала планируется пока в размере 5 млн. долларов, в основном за счет привлечения частных инвестиций.

Будут освещаться вопросы в сфере российской и китайской экономики, все интеграционные процессы, связанные с этим, в связи с этим сразу могу представить этот канал как инструмент для ШОСа, нацеленный на преодоление существующий информационный вакуум между Россией и Китаем. Нужен простой диалог на обычном бытовом языке, который поможет решить многие вопросы, снять напряжение в обществе.

Борис Блехман, исполнительный директор ЗАО "Национальное Телемедицинское Агентство"

Хочу сказать несколько слов о проекте новой мобильной телекоммуникационной системы, предназначенной для использования в интересах здравоохранения. В данный момент существует большой цивилизационный разрыв между городом и деревней. Живя в большом городе, мы пользуемся услугами медицинских учреждений, когда того требует ситуация, основная же масса населения России все еще проживает не в крупных городах.

Важнейшими социальными задачами, которые решает, в том числе, и "Национальное Телемедицинское Агентство", это обеспечение общедоступности медицины и единого стандарта качества медицинских услуг, в любом месте нахождения пациента. Для этого существуют телекоммуникационные системы, которые могут как связать в единое целое всю систему здравоохранения внутри страны, так и связать национальную систему здравоохранения с медицинскими центрами за рубежом, т.е. региональный, национальный и международный уровни.

Врачи районных и сельских медицинских учреждений получают возможность посредством мобильных лабораторий, которые уже есть у нас в стране, получать ответы на вопросы из столичных институтов, из интернета, если в этом есть необходимость. В этом и призваны помогать медикам телекоммуникационные системы. Напомню, что в странах ШОС около 40% населения вообще не охвачены медицинскими услугами.

Мобильная телемедицинская лаборатория может устанавливаться на автомобилях, самолетах, морских и речных судах и поездах, в т.ч. и на специализированных медицинских поездах в рамках проводимой по инициативе Делового совета ШОС программы по оказанию медицинской помощи жителям удаленных районов ряда центральноазиатских стран-участников этой Организации.

Такие мобильные комплексы, оснащенные цифровым медицинским оборудованием, и обслуживаемые всего 3-4 лаборантами, способны провести первичный медосмотр и поставить диагноз более 100 пациентам, т.е. пропускать до 10 человек в час. Причем, если нужно, можно связаться и с любым врачом-специалистом для получения конкретной консультации посредством спутниковой связи. В странах ШОС такие задачи мы начинаем решать уже с Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном, ведем переговоры с Китаем.

Мобильные комплексы, связанные с телемедицинской сетью, позволяют работать в эпидемиологической сфере, причем помогают предотвратить эпидемиологическую опасность на стадии ее развития.

Такая же система заложена в основу создания мобильных телемедицинских комплексов во всех почти странах СНГ.

Игорь Панарин, профессор Дипломатической Академии МИД РФ

Сегодня все политологи отмечают, что в рамках ШОС интеграционные процессы идут намного быстрее, чем в СНГ и некоторых других организациях на постсоветском пространстве. Причем в основном по инициативе китайской стороны, что объясняется наличием у Китая собственной парадигмы, активно им внедряемой в жизнь, в том числе на постсоветском пространстве.

Например, как ни парадоксально, но та же Туркмения, которая не является пока членом ШОС, получила от Китая 600 млн. долларов в виде кредитов в 2007 году, а от России ? ноль. И это все притом, что не так давно в Туркмении был с официальным визитом президент РФ Владимир Путин. Такую ситуацию нельзя считать позитивной для России, которая во многом отстает здесь в плане распространения своего влияния в ЦА. В то же время, Китай не является, в отличие от США, для России конфронтационной стороной в регионе ЦА. В ШОС сегодня представлены два глобальных центра силы - Россия и Китай. И этот фактор надо использовать. Надо искать правильный и взвешенный подход к решению проблемы выстраивания будущих российско-китайских отношений.

Создание единого информационного пространства ШОС должно иметь как информационно-технологическую, так и духовно-нравственную составляющие и вестись на основе диалога цивилизаций. В этой связи предлагаю создать в рамках ШОС межгосударственный телевизионный канал, в т.ч. и как инструмент информационного противодействия попыткам определенных сил в мире дискредитировать эту организацию и осуществлять против стран-участниц ШОС информационные провокации и диверсии.

При этом важным моментом является также создание при этом телеканале Наблюдательного совета из представителей всех государств ШОС в целях недопущения "информационного перекоса" в пользу какой-либо одной или нескольких стран.

В свете этой темы определенное недоумение вызывает и российская информационная политика в сфере иновещания. Например, известный государственный информационный ресурс "Russia Today" вещает сегодня на английском и с начала 2006 года на арабском языке. Планируется вскоре открыть вещание еще и на испанском языке.

Конечно, связи с Латинской Америкой имеют важное значение для России, но разве наши связи с Китаем менее важны? Следует также расширять зарубежное вещание и на русском языке, учитывая рост числа наших соотечественников по всему миру. В этих целях, имеющих прямое отношение к интересам нашего государства, можно было бы даже использовать средства накопленного в стране стабилизационного фонда.

Денис Тюрин (заключительное слово):

Уважаемые коллеги!

Позвольте поблагодарить всех участников круглого стола за интересные и информативные выступления, а также искреннюю заинтересованность, проявленную к теме нашего мероприятия.

Мне представляется, что сегодняшний круглый стол достиг своей цели. Мы получили общее представление о сложившейся ситуации в сфере проектов развития единой системы связи и телекоммуникаций в рамках ШОС, имеющихся здесь проблемах, а также о перспективах и возможных путях дальнейшей работы в этом направлении.

Все высказанные здесь идеи, мысли и предложения членов профильного экспертного сообщества и представителей российских компаний, работающих на телекоммуникационном рынке ШОС, будут обобщены и доведены до органов государственной власти и широкой общественности.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Правительство предоставит 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва - Петербург
08.04.2024 17:08
Путин считает, что мост на Сахалин нужен
03.04.2024 19:04
Путин дал старт началу строительства первой в России ВСМ из Москвы до Петербурга
14.03.2024 17:25
Первый после пандемии прямой рейс "Аэрофлота" из России прибыл во Вьетнам
01.02.2024 07:02
Мировой флот постарел на фоне спроса на перевозки российской нефти
08.01.2024 09:56
Девятнадцать авиарейсов отправили на запасные аэродромы из-за непогоды в Сочи
23.12.2023 18:18
Краснодарский аэропорт принял тестовый рейс
15.12.2023 14:30
Аэропорт Краснодара может возобновить работу после тестового рейса 15 декабря
13.12.2023 16:54
О конференции «Транспортная взаимосвязанность для регионального развития»
23.11.2023 06:53
В ОАЭ запустили производство автомобилей Aurus Senat
12.11.2023 16:18
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.