Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
12:35Астана
11:05Тегеран
12:35Бишкек
12:05Дели
14:35Пекин
10:35Москва
11:35Исламабад
11:35Душанбе
11:35Ташкент
Наблюдатели:
09:35Минск
14:35Улан-Батор
11:05Кабул
Партнеры по диалогу:
11:05Манама
11:05Ереван
11:05Катманду
11:35Баку
09:35Каир
10:35Доха
10:35Эр-Рияд
10:35Эль-Кувейт
10:35Мале
10:35Абу-Даби
10:35Нейпьидо
09:35Анкара
13:35Пномпень
13:35Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

29.03.2024 07:27
Международный медицинский конгресс стран Шанхайской организации сотрудничества
29.03.2024 07:20
Власти Казахстана призвали сограждан покинуть Одессу и Харьков
29.03.2024 07:12
Фрегат ТОФ "Маршал Шапошников" прибыл в порт Массауа
29.03.2024 07:02
На подлете к Белгороду силы ПВО сбили 15 воздушных целей
29.03.2024 06:56
В Генштабе заявили, что призывники не будут привлекаться к участию в спецоперации
28.03.2024 21:28
СК получил доказательства связи террористов из "Крокуса" с Украиной
28.03.2024 17:43
Генпрокуратура потребовала изъять крупнейшего производителя вина
28.03.2024 17:37
NYT: США утаили от России часть информации об угрозе теракта в "Крокусе"
28.03.2024 17:32
Премьер Италии осудила Макрона за идею отправить войска на Украину
28.03.2024 07:05
Байден с небольшим перевесом опережает Трампа по результату опроса
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Иван Грачев: "Несмотря ни на какие мифы, Россия остается великой энергетической державой"
17.09.2012 14:42

Значение энергии как сущности, обеспечивающей прогресс, приобрело для нашей цивилизации наркотическое качество. Создавая углеродные кладовые, природа не задумывалась о геополитической карте мира, и поэтому - где густо, а где пусто. Прагматичное, взаимовыгодное сотрудничество – единственный оптимальный способ взаимообмена, перераспределения ресурсов. 

Тему раскрывает интервью, которое дал главному редактору компании ИнфоРос (главному редактору интернет-портала ИнфоШОС) Татьяне Синицыной председатель Комитета по энергетике Государственной Думы РФ Иван Грачев.

--------------------------------

Иван Дмитриевич, можно ли с полной уверенностью утверждать, что сегодня "миром правит джоуль"?

И. Г. Несомненно. Абсолютно уверен в том, что благосостояние общества пропорционально энергопотреблению. Был период, когда на Западе, да и у нас, появлялись приверженцы той точки зрения, что этот взгляд устарел, и закономерность не работает. В доказательство приводились страны, интенсивно наращивающие благосостояние и при этом не увеличивающие потребление энергии. На мой взгляд, такие успехи были связаны с гипертрофированным развитием виртуальных рынков, т. е. на самом деле часть материальных производств некоторые страны (та же Англия) переводили на другие территории, например, в Китай. Рост ВВП в этом случае обеспечивался за счет оборота на виртуальных рынках, что позволяло меньше потреблять энергии.

Думаю, такой вариант – тупиковый, это уже показали два глобальных экономических кризиса, а следующий, который не за горами, заставит еще сильнее прижимать виртуальные рынки, сворачивать их. Я уверен в том, что предыдущие кризисы были вызваны именно взаимодействием виртуальных рынков, их гипертрофированным развитием.

Мои рассуждения подтверждаются Международным энергетическим агентством, которое считает, что зависимость благосостояния от энергопотребления реализуется в 5-7 последних лет в полном объеме. На мой взгляд, эта закономерность - фундаментальная. Будет требоваться всё больше и больше энергии для того, чтобы лучше жить и двигаться вперед.

Россия в течение 11 лет ведет упорный энергодиалог с Европой. Мне приходилось участвовать в одном из таких брюссельских раундов в стенах Европарламента. Сложилось впечатление, что до взаимопонимания еще далеко. В каком состоянии процесс сегодня, чего, собственно, мы достигли?

И.Г. Начну с того, что взаимодополняемость экономических систем – ключевой вопрос. Россия в любом случае останется энергетической супердержавой. Прежде всего, потому, что она огромна. Если объективно и тщательно проанализировать экологические ограничения (не с позиции Киотского протокола), то станет очевидным, что они связаны с объемами производства и потребления энергии на единицу площади. Соответственно, страны небольшие и густонаселенные не смогут существенно наращивать энергопотребление в принципе. И это ограничение – фундаментально. Россия же может увеличивать объемы производства и потребления в сотни раз. Следовательно, в российской чистой энергии будет нуждаться вся Евразия и, прежде всего, Европа, густонаселённая и многого требующая. Так что фундаментальная задача в нашем энергодиалоге с Евросоюзом – четко отделять мифы от фактов. Договоренности должны быть взаимоприемлемы и определены фактами.

О каких именно мифах идет речь?

И.Г. Их достаточно, и многие были созданы уже после распада Советского Союза. Кстати заметить, в жесткие времена холодной он имел очень хорошие договоренности с Германией (обеими ее частями - восточной и западной в ту пору), на основании которых в течение почти 30 лет надежно, безо всяких сбоев поставлялся газ. Но когда времена изменились и драма распада СССР ослабила Россию, появилось много мифов, с помощью которых нашу страну пытались поставить в зависимое положение. Скажем, вся Энергетическая хартия и Протокол к ней, на мой взгляд, в большой мере мифологизированы.

Рассмотрим, к примеру, такой модный миф: американский сланцевый газ способен кардинально изменить ситуацию с энергообеспечением Европы. Скоро, мол, из-за океана сюда начнут поставлять сжиженный сланцевый газ, и всё революционно преобразуется, а российские "энергетические услуги" потеряют свою значимость. Но когда анализируешь информацию об этом сланцевом газе, то получается не столь уж оптимистичная картина. Данные, озвученные американцами, скажем, по числу работников, занятых в сланцевой отрасли, умножаешь на среднюю американскую зарплату, делишь на кубометры и - получаешь себестоимость этого сжиженного сланцевого продукта, которая... существенно выше себестоимости природного газа, добытого на российских месторождениях. И даже наш шельфовый газ обходится дешевле, чем процесс сжижения американского сланцевого газа. А его еще нужно доставить морским путем в Европу. Так что совершенно очевидно, что никакого значимого влияния на европейский рынок газа сланцевый газ не окажет.

Речь идет также и о возможности добывать сланцевый газ в Европе, этим очень обнадежена Польша...

И.Г. Однако редко кто упоминает о том, что это – тяжелая нагрузка на экологию, и Польше бы тоже призадуматься об этом. Тем же американцам пришлось делать изъятие из закона о чистой воде, только это и позволило приступить к добыче и производству сланцевого газа. Такой манёвр можно рассматривать как фактическое признание серьезных экологических проблем, сопутствующих обращению с таким продуктом, как сланцевый газ. Поэтому, на мой взгляд, оптимизация европейского рынка с помощью сланцевого газа – есть миф.

Еще один миф, положенный в основу Энергетической хартии, составляет положение о том, что, чем более либерализован рынок, тем ниже будут цены, тем лучше Европе, а Россия, вроде как должна приспособиться к этой данности. Но опять-таки обстоятельный научный анализ, с учетом колебаний цен на нефтяных рынках (а они за последнее десятилетие 10 раз колебались), показывает, что либеральные рынки создают огромные риски. Учитывая их, наши северные месторождения освоены не будут, ибо вкладывать триллионы долларов под такие риски абсолютно невозможно. А не будет инвестиций - не будет и новых газовых источников, и через 10-20 лет наступит острый дефицит, поскольку старые кладовые так или иначе истощаются. Критическая нехватка газа вызовет серьезный рост цен, в 3-4 раза. Т.е. реальностью станет не снижение цен, ожидаемое от либеральных рынков, а их значимый рост.

За одиннадцать лет, в течение которых мы ведем энергодиалог с Евросоюзом, в среде парламентариев, где я обычно выступаю на разных встречах и которую знаю лучше, чем исполнительную власть, кое-что, на мой взгляд, всё же изменилось, и можно говорить о моменте "демифизации". Раньше в парламентской среде российские аргументы воспринимались как чистый пиар Газпрома или еще чего-то, а сегодня многие европейские депутаты воспринимают наши слова как факты. Потому что, если взять, например, такой момент, как колебание цен, то любой специалист, проанализировав ситуацию, скажет, что подобные прогнозные риски при десятикратном колебании цен неприемлемы. Так что можно уверенно говорить о том, что мы добились некоторого изменения в части оценки "фактов" и "мифов". В среде наших европейских партнеров наступает четкое понимание того, что придется находить с Россией взаимоприемлемые решения.

И такие решения, на мой взгляд, уже появляются. Например, когда я раньше говорил, что третью ветку Северного потока (Nord Stream) мы все равно построим, профессионалы замечали мне (ссылаясь на Ангелу Меркель или еще там кого), что Европе это не будет нужно. Но прошла пара лет, и стало ясно, что это всё-таки востребовано. В конце августа завершилась сварка последнего стыка второй нитки газопровода "Северный поток", анализируется возможность его третьей, четвертой ветки. На мой взгляд, такой поворот дел – следствие более четкого понимания фактов со стороны европейцев. Если так пойдет дальше, то можно рассчитывать на хорошие договоренности.

Энергия давно стала инструментом политики, и наверняка проблема политизируется с обеих сторон. Кто здесь больше старается?

И.Г. Ясно одно: России мифы нужны в меньшей степени. Любой расклад фактов покажет, что позиция нашей страны на энергетическом поле точнее и конкретнее. Например, мы приводим тот убедительный факт, что долгосрочные договора, со стабилизированными ценами и объемами, железно отработали в советские времена - в течение солидного срока всё шло без сбоев. Дальше мы говорим, что и на будущее, учитывая колебания цен на либеральных рынках, надо иметь специализированные долгосрочные договора с четкими, ясными юридическими последствиями. Это и есть основа предложения России: давайте заключать новое соглашение по энергетике, где будут прописаны железная ответственность, долгосрочные соглашения.

У проекта "Северный поток" было много противников, особенно жестко сопротивлялись страны Балтии, Польша. Как удалось переломить ситуацию, какие мотивы воздействовали?

И.Г. Значительную роль в положительном исходе дел, надо признать, сыграла Германия. Моя личная позиция изначально сводилась к тому, что главное - найти общий язык с Германией, использовать ее авторитет и мощь – экономическую и политическую. Именно Германия, согласно проекту "Северный поток", должна была стать большим хабом и дальше распространять российский газ по всей Европе (что частично реализовано). Эта страна всегда была надежным партнером, безукоризненно выполняла договоренности, здесь не могло идти речи о каких-то капризах и фокусах. Россия тоже вела себя безупречно в отношении договоренностей с Германией. Так что, решая судьбу "Северного потока", Германия и Россия взаимодействовали четко, работая, как клещи.

Сыграли свою роль, безусловно, и методичные удары по фактам: тем же полякам надо было объяснить, что экологические риски, связанные с добычей сланцевого газа, которую они собирались разворачивать в своей стране, будут несопоставимо выше, чем экологические риски газовой трубы, проходящей на расстоянии пятисот километров. Доказать это было легко.

...................................

Интересно поговорить о "Южном потоке". Как вы оцениваете этот проект? Действительно ли он перечеркнет Набукко?

И.Г. Что касается "Набукко", то я с самого начала предупреждал инициаторов этой затеи о ее бесперспективности. Аргументы просты: об участии Ирана в наполнении трубы и говорить не приходится, у Азербайджана мало газа для "Набукко", а туркменский газ, пока суть да дело, заберет Китай – процесс уже идет. Невозможно получить серьезный газовый поток также из Центральной Азии – там уже присутствует Китай, да и Россия выбирает свою долю. Так что, у "Набукко" просто нет объёмов, трубу нечем наполнять.

"Южному потоку" – тоже не здорово, это направление, на мой взгляд, нецелесообразно, в отличие от "Северного потока". Логика такова: выйдет этот газопровод через море на страны, которые ничем не лучше и не хуже Украины, и эти новые партнеры, исходя из экономических или иных причин, могут повести себя точно так же, как Украина.

Если мы говорим, что в принципе украинских труб достаточно, чтобы при небольших вложениях гнать газ в Южную Европу, то дешевле было бы их починить или обновить. Моя принципиальная точка зрения такова: правильно было бы договориться об эксплуатации украинских труб "на троих" (Россия-Европа-Украина). Иначе наши взаимоотношения с Украиной всегда будут сложными и непредсказуемыми. Если бы удался "тройной формат", все недоразумения сразу бы кончились, поскольку обеспечивались бы интересы всех. К тому же Украине конфликтовать с Европой невозможно, в то время как с нами можно и покапризничать, по старой привычке.

На мой взгляд, решение о строительстве "Южного потока" – не самое лучшее, оно появилось по той причине, что мы не смогли договориться с Украиной. Конечно, все время зависеть от неустойчивости договоренностей – тоже невозможно. Но договориться с Украиной, считаю, можно, есть еще немного времени до конца года. Экономически для Украины это был бы самый лучший вариант, правда есть политические моменты, которые мешают. На мой взгляд, "тройственное решение" - реальная вещь, всё же Украина настроена на интеграцию с Европой.

Был момент, когда Германия готова была принять вариант "на троих", но нам казалось тогда, что мы сможем договориться с Украиной.

Несмотря на все потоки, Европа всё же боится российского "газового плена" и пытается диверсифицировать свои энергетические источники. Существует ли реальная альтернатива российским энергоносителям?

И.Г. Серьезные объемы – только у Ирана, но курс на интеграцию с этой страной в сегодняшних политических условиях абсолютно нереалистичен. Мне кажется, что Европа никак не может определиться по вопросу экономической интеграции с Россией. Идея о том, что в экономическом плане пространство от Бреста – до Владивостока должно быть единым, в идеале абсолютно правильна, очень прагматична. Тогда Европе стал бы доступен относительно дешевый энергетический ресурс, а таможенную составляющую можно было бы минимизировать. И для нас это решение было бы прекрасным, поскольку осваивать северные месторождения в одиночку не под силу. Может, следующее поколение европейских политиков поймет, что "игра стоит свеч". Нужны жест, движение, политическая воля.

В третьем энергопакете, который принял Евросоюз, заложены некие "подводные камни" для нашего сотрудничества с Европой. Брюссель на попятный вряд ли пойдет. Но, может, вы видите какую-либо возможность для консенсуса?

И.Г. Мне кажется, что Евросоюз всё же пойдет на попятную, в значительной степени. Есть факты, и они могут воздействовать, изменить решение. Например, был случай, когда на либерализованных рынках цены на газ возросли в 10 раз – просто пришла холодная зима, и они взмыли вверх. Многие европейские парламентарии начали задумываться над этим явлением, я ощутил это в личных беседах. Полностью либеральный рынок – штука опасная, и его "сюрпризы" могут повторяться при каждом неблагоприятном обстоятельстве. Думаю, что нестабильный рынок всегда нуждается в стабилизирующих, регулирующих рычагах. Особое значение все это приобретает в условиях долгосрочных договоров, которые заключаются по объемам поставки газа и по его транспортировке. Полагаю, что можно существенно изменить позиции Европы в этом вопросе.

У России есть альтернатива европейскому сотрудничеству – восточное направление. Но почему-то здесь наши компании действуют очень ленно, пассивно. Чем это можно объяснить?

И.Г. Инерцией, в первую очередь. Есть еще такое сдерживающее обстоятельство: китайцы - еще более жесткие переговорщики, чем европейцы. Они уже высокоактивны в Центральной Азии, и это дает сильную позицию в переговорах с нами. Но я думаю, что скоро Китай будет нуждаться в огромном количестве чистой энергии. Сейчас там "по черному" жгут уголь, обеспечивая дешевую себестоимость, однако нарастают серьезные проблемы с экологией – страна уже в дыму. И по мере того, как 300-миллионный средний класс начнет это осознавать, возникнут громадные проблемы с развитием энергетики, Китай будет нуждаться и в электричестве, и в чистом газе.

Что касается другой страны с крупной экономикой, Японии, то моя энергетическая оценка сводится к тому, что курс на атомные станции, который выбрала эта страна, опасен, неверен, и Фукусима напомнила об этом. Жить на "пороховой бочке" очень некомфортно, и поэтому японцы, нуждающиеся в большом количестве чистой энергии, могут вернуться к тому решению, которое раньше казалось странным: проложить большой кабель через море к российскому берегу, чтобы получить надежную энергетическую подпитку.

В последнее время много говорится о несовершенстве российского законодательства, которое не создает льготных и преференциальных условий для инвесторов. Что намерен делать на этом направлении возглавляемый вами думский Комитет по энергетике?

И.Г. Инновационное законодательство в России не выстроено, надо признать. Я сам автор многих законов и вижу проблему в том, что в государстве нет ясного понимания того, что для успешной инвестиционной деятельности необходимы льготы и преференции для потенциальных вкладчиков. Несомненно, должны быть очень четкие базовые инновационные законодательства и из них следовать преференции – скажем, на освоение новых северных месторождений, привлечение современных технологий, на повышение нефте-газоотдачи наших пластов. Но ясного, четкого законодательства, которое бы стимулировало инновационный процесс, к сожалению, нет. И последовательного решения на этот счет пока не просматривается. В Думе мы уже создали базу инновационных законов, сформированы соответствующие рабочие группы, на парламентском уровне мы способны осуществить профессиональные решения и по шельфу, и по повышению нефтеотдачи, думаю, мы получим и голоса оппозиционных партий. Но требуется, конечно, политическая воля, на уровне президента.

Вам принадлежит такая мыслеформа: "В современном турбулентном мире выигрывает тот, у кого есть долгосрочная стратегия движения". У России есть такая стратегия?

И.Г. Есть программа экономического развития в целом, можно говорить, в принципе, и о целевых программах, касающихся электроэнергетики, нефти, угля, но все они очень инертны. Существуют перспективные прогнозы на разные сроки – до 25-30 годов, а то и до середины века. На мой взгляд, и программам, и прогнозам не хватает инновационной составляющей, как нет и базовой аксиоматики. Я, например, поспорил со многими профессионалами, утверждая, что цены на нефть будут монотонно расти. Во-первых, работает закономерность "благосостояние пропорционально потреблению энергии". Во вторых - добыча классических углеводородов дорожает. И третье - никакие там ветряные мельницы или "солнечные зайчики" не станут промышленно значимыми, я это знаю как физик. Поэтому и будут расти цены на углеводороды.

Соответственно, можно смело строить целевые программы, вкладывать в модернизацию инженерных сетей, в распределенную энергетику. Но эта часть в наших перспективных программах, на мой взгляд, отсутствует. Например, сейчас правительство разрабатывает некие антикризисные меры, но никакого кризиса и в помине нет, а министры уже планируют, как можно меньше тратить денег на модернизацию, а больше вкладывать в стабилизационные фонды. Понятно, что такой курс сразу отразится на наших инвестиционных программах, на реформах в электроэнергетике. Подобные шарахания мешают нормальному развитию.

Россия, повторяю, в любом случае останется великой энергетической державой, но не диверсифицированной, зависимой от внешнего мира, а он, на мой взгляд, через 5-7 лет попадет в сети нового глобального экономического кризиса, который, по моим моделям, будет более тяжелым, чем последний. И опять Россия окажется в тяжелой ситуации, когда цены падают, валюты болтаются. И всё оттого, что нет стратегии.

Невозможно не спросить о перспективах арктических шельфов. Их освоение все больше переходит в практическую плоскость, однако нужны западные технологии, инновационная техника, наконец, инвестиции. Надо объединяться европейскими партнерами, но готовы ли они к участию в этом проекте?

И.Г. Недавно я был на Ямале, чтобы всё увидеть своими глазами, оценить ситуацию, людской потенциал. На мой взгляд, он вполне достаточен, чтобы взяться за это серьезное дело, выйти на шельф. Это означает, что в России есть основы и для самостоятельного освоения этих месторождений. Но мои оценки показывают, что потребуется вложить порядка триллиона долларов. Да и Владимир Путин недавно сказал, что одно только освоение района Карского моря потребует $400-500 млрд, без инфраструктуры. Для России суммы такого класса ощутимы, болезненны. Поэтому нет сомнения, что в проекте должны быть задействованы – деньгами и технологиями – страны, заинтересованные в энергоносителях.

Проявившийся интерес американской компании Эксон-Мобил, а также английской компании BP (British Petroleum)говорит о том, что участие иностранцев в наших северных проектах – не фантазия. Нужно идти на изменение законодательства, навстречу людям, желающим сотрудничать с нами. Это не означает, что надо уступить им всё. Например, считаю, что полное снятие таможенных барьеров на энергию – вещь неправильная, у нас как у энергетической супердержавы внутри страны цены на энергию должны быть ниже, чем в окружающем мире. Но вместе с тем инвестиции с высокими технологиями надо освобождать от налогов на время осуществления проекта, справедливо было бы также освободить от налоговых пошлин и предназначенное для проекта оборудование. Мы должны действовать - быстро, гибко, с умом. Законодательство (пограничное и таможенное) для компаний-партнеров можно изменить в кратчайшие сроки. В нашем комитете всё готово для действий, создана рабочая группа. Медлим с решениями. Надежда на то, что, как говорится, русские долго запрягают, но быстро едут.

В завершение разговора – всё же о "солнечных зайчиках" и ветряных мельницах. Можно ли ждать прорыва в области малой энергетики? Здесь, наверно, мы занимаем последнее место в Европе…

И.Г. И я искренне рад этому обстоятельству. С "солнцем" и "ветром" в России никаких прорывов ожидать не стоит. Замечу, что солнечная энергия, получаемая в Европе, в десять раз дороже, чем энергия из традиционных источников. Промышленного значения такая "золотая" энергия не может иметь. Правда, не снимается вариант поиска локального эффекта - на некоторых наших территориях полно и ветра, и солнца, так что можно экспериментировать.

Бесспорны в российских условиях перспективы биоэнергетики. У нас много леса, и вполне можно строить замкнутые энергетические циклы. К сожалению, прорывными работами в этой области у нас не занимаются. Думаю, что это направление заслуживает большего внимания и большей поддержки со стороны государства.

Надо шире рассматривать и распределенную энергетику (проекты автономного энергоснабжения). Наши инженеры и ученые добились того, что эта модель по КПД не уступает классической, централизованной энергетике. Такое обстоятельство способно изменить стратегию развития энергетики страны.

Пока Россия развивается мощно, но по инерции, опираясь на сырьевые богатства. Конечно, на таком пути есть издержки – страдает наука, исчезает инженерная школа. Мало больших проектов. Но мы можем преуспеть в биоэнергетике, в атомной энергетике.

Правда, о доминирующем развитии атомной энергетики говорить не приходится, поскольку урана на земле меньше, чем углеводородов. Разве что надежда на термоядерный синтез, с помощью которого в будущем, лет через 50, люди создадут "земное солнце", способное снять энергетический голод цивилизации.

Любой новый энергетический уровень требует огромных вложений. Я думаю, что термоядерным синтезом всё равно придется заниматься системно, и России уходить с этого пути нельзя - она на него ступила одной из первых. Соответственно, гражданскую атомную энергетику нужно разумно использовать, но думать о надежности, о том, как правильно размещать АЭС. Например, в той же Европе атомная энергетика имеет гораздо больше рисков. В депутатской группе мне довелось посетить французские АЭС, и я считаю, что они плохо защищены от террористов. Какой-то чудак, как сообщалось недавно в СМИ, уже залетел на дельтоплане в зону станции, и этот факт красноречив – так можно прилететь и с тротилом. Однако для России, повторяю, АЭС перспективны.

Скоро в Брюсселе состоится очередной раунд энергодиалога Россия - ЕС. Каковы ваши ожидания?

И.Г. После каждой новой встречи я жду большего числа союзников. Для себя ставлю прежнюю задачу: развеивать мифы. Надеюсь, что на этот раз депутаты Европарламента, европейские политики будут готовы без предвзятости принимать факты, а значит - и будут в большей степени готовы к новому Соглашению, к изменению пакетов Энергетической хартии. Сотрудничество с Евросоюзом надо налаживать, оно стоит того. У России громадные ресурсы, развивать их, с учетом демографической ситуации, в одиночку невозможно. И здесь европейцы – лучшие союзники.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Нужен ли Европе российский газ?
25.03.2024 07:52
Запасы нефти в США неожиданно сократились на 1,95 млн баррелей
20.03.2024 21:04
Цена барреля устраивает экспортеров
15.03.2024 06:36
ЕС откажется от украинского транзита газа с 2025 года
05.03.2024 05:45
Россия во втором квартале 2024 года сократит поставки нефти на 471 тыс. б/с
03.03.2024 21:54
Новая жизнь советского газопровода
29.02.2024 06:03
В России добыча газа в январе вернулась к досанкционным уровням
28.02.2024 19:44
Правительство РФ намерено запретить экспорт бензина на полгода с 1 марта
27.02.2024 11:38
МЭА: Индия - катализатор спроса на нефть
23.02.2024 07:29
Индия: амбициозные планы
21.02.2024 12:12
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.