Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
12:57Астана
11:27Тегеран
12:57Бишкек
12:27Дели
14:57Пекин
10:57Москва
11:57Исламабад
11:57Душанбе
11:57Ташкент
Наблюдатели:
09:57Минск
14:57Улан-Батор
11:27Кабул
Партнеры по диалогу:
11:27Манама
11:27Ереван
11:27Катманду
11:57Баку
09:57Каир
10:57Доха
10:57Эр-Рияд
10:57Эль-Кувейт
10:57Мале
10:57Абу-Даби
10:57Нейпьидо
09:57Анкара
13:57Пномпень
13:57Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.04.2024 06:17
Россия поставила в Китай зерно на рекордную сумму
23.04.2024 06:10
Лидера партии "Возрождение" доставили на допрос в СБ Молдавии
23.04.2024 06:06
Сунак пообещал предоставить Украине крупнейший пакет военной помощи
23.04.2024 06:02
Гладков назвал число жертв обстрелов в Белгородской области с начала СВО
23.04.2024 05:55
КНДР провела первые комплексные тактические учения по нанесению ядерного контрудара
22.04.2024 20:16
Ганчев: на уничтоженной телевышке в Харькове находилось координационное устройство ПВО ВСУ
22.04.2024 17:19
Минобороны РФ сообщило об освобождении Новомихайловки в ДНР
22.04.2024 10:17
"Газпром" впервые обошел Туркменистан по поставкам трубопроводного газа в Китай
22.04.2024 10:11
В Карачаевске напали на сотрудников полиции, двое погибли
22.04.2024 10:01
Володин заявил, что США совершили кражу активов
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
США пытаются отчуждать народы Центральной Азии, препятствуя интеграционным процессам с их традиционными партнерами
08.05.2019 11:39 Андрей Захватов

США предпринимают отчаянные попытки внести раскол в сообщества, связывающие народы постсоветского пространства, используя все имеющиеся у них рычаги – политические, экономические, военные. Главная цель – добиться превосходства в геополитической борьбе над Россией и ее ближайшим союзником КНР.

Развалить былую дружбу и традиционные связи

Одним из регионов, где США пытаются изменить геополитическую расстановку, является Центральная Азия. Вслед за оккупацией Афганистана под предлогом борьбы с терроризмом, Вашингтон пытается перетянуть на свою сторону бывшие республики Советского Союза – Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Туркменистан. Зная прочные исторические связи и степень экономической интеграции, больше используется язык дипломатии. Однако при возможности американцы не гнушаются и другими рычагами. Один из популярных методов - русофобия. Внушая страх народам Центральной Азии российской угрозой, подрывая авторитет России и Китая через СМИ, американцы на самом деле преследуют политические цели – занять их место и в будущем иметь доступ к практически неиспользованным природным ресурсам региона. Поэтому ни один из «больших игроков» им не нравится. Они враждебно воспринимают любые инициативы России, КНР и Ирана по расширению сотрудничества со странами региона.

Бывшие среднеазиатские республики, вставшие на путь независимости и испытывающие большие трудности в экономике, и остро нуждающиеся в инвестициях, вынуждены принимать предложения США, чтобы не оказаться в числе так называемых стран изгоев. Одной из эффективных форм снижения влияния России, имеющего исторический характер и обусловленного традиционными экономическими связями, по замыслам Вашингтона, должно стать образованное под эгидой США экономическое сообщество в виде формата С5+1.

Историческая справка

1 ноября 2015 года по инициативе США в комплексе «Форумлар мажмуаси» в Самарканде состоялась первая встреча министров иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.  Соединенные Штаты на встрече, получившей название формат «С5+1», представлял государственный секретарь США Джон Керри. По итогам встречи ее участниками была принята Совместная декларация партнерства, и сотрудничества, в которой по предложению американской стороны были продекларированы безопасность стран участниц, суверенитет, стабильность и экономическое развитие в рамках инициативы Нового Шелкового пути. Кажется, ничего плохого нет в том, что практически назывались те же задачи и цели, что ставили перед собой страны-члены ШОС, реанимируя древние торговые пути. Но только все это должно быть без КНР и России.

Формат один, цели разные

Несмотря на провозглашенные общие цели и задачи, эксперты подчеркивают, что интересы у сторон разные и зачастую диаметрально противоположные. Входящие в состав ОДКБ Казахстан, Киргизия и Таджикистан надежно защищены коллективными вооруженными силами. Узбекистан и Туркменистан воздерживаются от вступления в какие бы то не было военно-политические союзы и придерживаются своей оборонной доктрины. Они вместе с тем являются сторонниками развития отношений на двусторонней основе.

Современная экономика стран Центральной Азии большей частью интегрирована с экономикой России. Главный вектор потока избыточных трудовых ресурсов стран «пятерки» направлен на Россию. Туда же экспортируется основной объем произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции. Страны Центральной Азии получают из России жизненно необходимые товары - нефтепродукты, оборудование, лес, металл, стройматериалы, зерно. Россию и постсоветские страны СНГ объединяют давние историко-культурные связи и средство международного общения – русский язык, на котором в Центральной Азии говорить не разучились.

По мнению экспертов, для центрально-азиатских стран в формате «С5+1» наибольший интерес представляют конкретные экономические проекты, которыми США пытаются их заинтересовать.

США пытаются сохранить и развить достигнутый уровень влияния в регионе. Используя разные политические и экономические инструменты созданного ими формата сотрудничества, Вашингтон решают главную задачу - ослабить военно-политическое и экономическое влияние России и Китая в регионе.

В числе важнейших задач США - не допустить расширения военного блока ОДКБ, сдержать темпы развития Евразийского Экономического Союза и Шанхайской организации сотрудничества, а также попытаться установить контроль над природными и гидроэнергетическими ресурсами Центральной Азии. По сути, с момента создания формата «С5+1» можно уверенно констатировать, что Центральная Азия, этот обширный регион бывших союзных республик СССР можно рассматривать, как зону политического и экономического соперничества России, Китая, Ирана и США.

Инструменты Госдепа – деньги, дипломатия, давление

Расчет американцев прост – как только страны Центральной Азии начнут выпадать из сферы влияния России и Китая, образовавшийся вакуум сразу же будет заполняться американским присутствием – экономическим и военным. И в отношении стран-участниц формата «С5+1», исходя из их уровня экономического развития, Соединенные Штаты придерживаются разного подхода.

Ближайший центрально-азиатский союзник России Казахстан интересует США, как неформальный лидер региона. Туркменистан представляет интерес, как крупнейший в зоне Прикаспия поставщик углеводородов в Китай и Южную Азию. Узбекистан интересует США, как возможный перспективный партнер и союзник в противостоянии главным политическим игрокам региона – России и Китаю.  Особый интерес для США представляют активные члены ОДКБ и ШОС Киргизия и Таджикистан, как имеющие на своей территории крупные российские военные базы и на значительном протяжении граничащие с Китаем.

Особо стоит вопрос привлечения стран региона к афганскому урегулированию. Афганистан не только для сопредельных стран – Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, но и Казахстана и Киргизии называется главным рынком сбыта. А средства США для создания экономики и социальной инфраструктуры этой страны обещают немалые. Главное, Вашингтон, сознавая свое бессилие в вопросах урегулирования афганской проблемы, пытается вовлечь в этот процесс страны ЦА, игнорируя участие главных игроков – Ирана, Индии, Пакистана, России и КНР.

Зная приверженность стран Центральной Азии многовекторной политике в ШОС и в других межгосударственных объединениях, а также острую потребность центрально-азиатских партнеров во внешних инвестициях, на первой же встрече «С5+1» Государственный департамент США объявил о целом ряде программ экономического характера.

В состав многолетних программ Госдеп включил проекты повышения уровня занятости молодежи, проведение ежегодных центрально-азиатских торговых форумов, проекты смягчения последствий высыхания Аральского моря и подготовки специалистов в сфере водопользования общими водными ресурсами.

Все же США главное внимание уделяют образовательным программам, которые не только пропагандируют американские ценности, но и направлены на развитие лидерских навыков у молодежи, которые в нужный момент могут быть использованы и в политических целях. Проекты по обмену среди учащихся, студентов, молодых ученых, изучение английского языка, стажировка журналистов в США, наличие разнообразных грантовых программ по поддержке неправительственных организаций хоть и декларируются как мероприятия, направленные на создание условий для реализации потенциала молодежи, но они преследуют и политические цели. Именно эта часть общества в большинстве стран, где совершались «цветные революции», выступала как наиболее активная часть общества во время митингов, демонстраций, пикетов.

Ежегодные объемы финансовых ресурсов, выделяемых США в виде грантов на поддержку НПО, сопоставимы с финансированием крупных экономических проектов, поддерживаемых в Центральной Азии таким крупным финансовым институтом, каким является Азиатский Банк Развития.  К примеру, по информации Министерства юстиции Таджикистана, ведущего регистрацию иностранных грантов, таджикские НПО только в 2018 году получили гранты (в основном, американские) на сумму $58 млн. Десятки миллионов долларов вложены на поддержание устойчивости Американского университета Центральной Азии, созданного в Бишкеке.

Соединенные Штаты имеют намерение расширить количество стажеров по «Программе Фулбрайта» для молодых журналистов и специалистов массовых коммуникаций стран Центральной Азии в сфере государственного управления, экономики и международных отношений. Важнейшее внимание американцы уделяют изучению английского языка. Программы в этой области предусматривают внедрении новых технологий, подготовку преподавателей из числа носителей языка и также проведение сети семинаров и тренингов. Объем американского влияния в гуманитарной сфере настолько велик, что ряд экспертов открыто говорят о скрытой работе США с национальными элитами и о возможном намерении использовать формат «С5+1» для осуществления «цветных революций» в странах Центральной Азии с авторитарной системой управления.

Зная потребность стран «С5+1» в сохранении культурного наследия, США предлагают также консультативную и финансовую помощь в ряде проектов по сохранению объектов культуры.

Риски и выгода в одном флаконе

Спустя два года со дня создания формата «С5+1» в отношениях США с их крупнейшим партнером в Центральной Азии Казахстаном произошел весьма показательный случай. Осенью 2017 года в США по иску молдавских олигархов, обвинивших Казахстан в рейдерской попытке, были заморожены финансовые ресурсы национального суверенного фонда Казахстана в объеме $22 млрд. Казахстан в одночасье лишился примерно 40% Фонда будущих поколений, который страна использовала как средство развития экономики и поддержки национальной валюты - тенге.

Мировые средства массовой информации расценили этот шаг, как предупреждение, адресованное России и ее союзникам, демонстрацию санкционных возможностей США в отношении денег, вложенных в американские ценные бумаги. В ходе судебных разбирательств в судах Бельгии и Нидерландов Казахстану удалось отстоять свои деньги, однако внимательные политические наблюдатели отметили, что снятие ареста с казахстанских активов в американском Bank of New York Mellon произошло 23 января 2018 года - менее чем через неделю после январского визита Нурсултана Назарбаева в США.

До этого случая считалось, что иностранные денежные средства, размещенные в американских банках, надежно защищены, и детальных комментариев по этому поводу казахстанский Минфин не давал. Однако эта история позволила центробанкам всех стран мира уяснить, что хранение своих денег в американском «кошельке» - занятие ненадежное, поскольку национальные финансовые ресурсы могут быть заморожены, причем в объеме, который могут быть произвольно назначены США.

Существует риск реальных потерь центрально-азиатских стран в их играх «на деньги» по проектам и сценариям, предложенным американской администрацией. Известно, что не кто иной, как США в буквальном смысле склонили Пакистан к участию в проекте поставок туркменского газа в рамках международного проекта   ТАПИ. Туркмения, потратив миллиарды долларов, теперь не знает, когда этот проект завершится. Тем временем экономика страны испытывает большие проблемы из-за нехватки финансовых ресурсов.

Второй крупный международный проект CASA-1000 по экспорту электроэнергии с гидроэлектростанций Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан CASA-1000, частично финансируемый Всемирным Банком, также может нести в себе скрытые риски. Трасса линий электропередач проходит через неспокойные районы Афганистана, и, ссылаясь на необходимость защиты ЛЭП в создаваемой энергосистеме, Соединенные Штаты теоретически могут оставаться в Афганистане на неопределенно долгий срок.   

Хорошо разбирающиеся в сложных технических тонкостях эксперты и финансисты полагают, что оба энергетических проекта по своей сути является частью долгосрочных планов США по реализации идеи создания единой центрально-азиатской энергосистемы, контроль над которой может принести американцам куда большие выгоды, чем участникам проекта, поскольку каждый из этих проектов фактически выводит центрально-азиатские страны из-под влияния России и разворачивает их на Юг.   

Сегодняшний и завтрашний день «С5+1»

С конца 90-х годов минувшего века регион Центральной Азии превратился в зону геополитических интересов России, США и Китая. Любая попытка одной из этих держав усилить свое влияние в регионе тут же вызывает пересмотр тактики и противодействие у других стран. 

Созданная американцами площадка «С5+1» является своего рода ответом США на создание Евразийского Экономического Союза и на китайскую идею «Один пояс – один путь». И никто не знает, насколько эффективным окажется проект в реальности. Сегодня «пятерку» манит возможность налаживания прямых контактов с крупнейшей мировой экономикой и возрастающая их значимость в глазах «законодателя мод» в мире, как себя считают США. Некоторые наивно могут думать о том, что быть другом и партнером США, это гарантия безопасности. Хотя справедливости ради нужно отметить, что больше всего центрально-азиатские страны заинтересованы в реализации таких крупных экономических проектов, как газовый проект ТАПИ, энергетический проект CASA-1000, TUTAP.

Страны формата «С5+1» заинтересованы в получении доступа к кредитным ресурсам США и Всемирного Банка. В ходе майского визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в США в 2018 году в рамках сотрудничества в формате «С5+1» узбекские компании подписали более 20 контрактов на сумму свыше 4,8 миллиарда долларов. Январский визит 2018 года президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США позволил заключить взаимовыгодные соглашения в инвестиционном и торгово-экономическом сотрудничестве на сумму порядка 7 миллиардов долларов.

Политические наблюдатели констатируют, что взаимодействие стран Центральной Азии с США в формате «С5+1» по состоянию на начало 2019 года не противоречит целям и задачам международных организаций, в частности ШОС, и отвечает интересам стран региона. Однако недвусмысленные намеки на счет невозможности участия России и КНР в этих проектах свидетельствуют о том, что «С5+1» все же больше политический проект, нежели экономический.

Каждая страна Центральной Азии проводит свою внешнюю и внутреннюю политику и, если в обозримой перспективе диалог на уровне министров иностранных дел будет превращаться со стороны США в инструмент злоупотреблений, нажима, давления и навязывания чуждой интересам стран Центральной Азии повестки, формат «С5+1» окажется бесперспективным.

 США предпринимают отчаянные попытки внести раскол в сообщества, связывающие народы постсоветского пространства, используя все имеющиеся у них рычаги – политические, экономические, военные. Главная цель – добиться превосходства в геополитической борьбе над Россией и ее ближайшим союзником КНР.

Развалить былую дружбу и традиционные связи

Одним из регионов, где США пытаются изменить геополитическую расстановку, является Центральная Азия. Вслед за оккупацией Афганистана под предлогом борьбы с терроризмом, Вашингтон пытается перетянуть на свою сторону бывшие республики Советского Союза – Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Туркменистан. Зная прочные исторические связи и степень экономической интеграции, больше используется язык дипломатии. Однако при возможности американцы не гнушаются и другими рычагами. Один из популярных методов - русофобия. Внушая страх народам Центральной Азии российской угрозой, подрывая авторитет России и Китая через СМИ, американцы на самом деле преследуют политические цели – занять их место и в будущем иметь доступ к практически неиспользованным природным ресурсам региона. Поэтому ни один из «больших игроков» им не нравится. Они враждебно воспринимают любые инициативы России, КНР и Ирана по расширению сотрудничества со странами региона.

Бывшие среднеазиатские республики, вставшие на путь независимости и испытывающие большие трудности в экономике, и остро нуждающиеся в инвестициях, вынуждены принимать предложения США, чтобы не оказаться в числе так называемых стран изгоев. Одной из эффективных форм снижения влияния России, имеющего исторический характер и обусловленного традиционными экономическими связями, по замыслам Вашингтона, должно стать образованное под эгидой США экономическое сообщество в виде формата С5+1.

Историческая справка

1 ноября 2015 года по инициативе США в комплексе «Форумлар мажмуаси» в Самарканде состоялась первая встреча министров иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.  Соединенные Штаты на встрече, получившей название формат «С5+1», представлял государственный секретарь США Джон Керри. По итогам встречи ее участниками была принята Совместная декларация партнерства, и сотрудничества, в которой по предложению американской стороны были продекларированы безопасность стран участниц, суверенитет, стабильность и экономическое развитие в рамках инициативы Нового Шелкового пути. Кажется, ничего плохого нет в том, что практически назывались те же задачи и цели, что ставили перед собой страны-члены ШОС, реанимируя древние торговые пути. Но только все это должно быть без КНР и России.

Формат один, цели разные

Несмотря на провозглашенные общие цели и задачи, эксперты подчеркивают, что интересы у сторон разные и зачастую диаметрально противоположные. Входящие в состав ОДКБ Казахстан, Киргизия и Таджикистан надежно защищены коллективными вооруженными силами. Узбекистан и Туркменистан воздерживаются от вступления в какие бы то не было военно-политические союзы и придерживаются своей оборонной доктрины. Они вместе с тем являются сторонниками развития отношений на двусторонней основе.

Современная экономика стран Центральной Азии большей частью интегрирована с экономикой России. Главный вектор потока избыточных трудовых ресурсов стран «пятерки» направлен на Россию. Туда же экспортируется основной объем произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции. Страны Центральной Азии получают из России жизненно необходимые товары - нефтепродукты, оборудование, лес, металл, стройматериалы, зерно. Россию и постсоветские страны СНГ объединяют давние историко-культурные связи и средство международного общения – русский язык, на котором в Центральной Азии говорить не разучились.

По мнению экспертов, для центрально-азиатских стран в формате «С5+1» наибольший интерес представляют конкретные экономические проекты, которыми США пытаются их заинтересовать.

США пытаются сохранить и развить достигнутый уровень влияния в регионе. Используя разные политические и экономические инструменты созданного ими формата сотрудничества, Вашингтон решают главную задачу - ослабить военно-политическое и экономическое влияние России и Китая в регионе.

В числе важнейших задач США - не допустить расширения военного блока ОДКБ, сдержать темпы развития Евразийского Экономического Союза и Шанхайской организации сотрудничества, а также попытаться установить контроль над природными и гидроэнергетическими ресурсами Центральной Азии. По сути, с момента создания формата «С5+1» можно уверенно констатировать, что Центральная Азия, этот обширный регион бывших союзных республик СССР можно рассматривать, как зону политического и экономического соперничества России, Китая, Ирана и США.

Инструменты Госдепа – деньги, дипломатия, давление

Расчет американцев прост – как только страны Центральной Азии начнут выпадать из сферы влияния России и Китая, образовавшийся вакуум сразу же будет заполняться американским присутствием – экономическим и военным. И в отношении стран-участниц формата «С5+1», исходя из их уровня экономического развития, Соединенные Штаты придерживаются разного подхода.

Ближайший центрально-азиатский союзник России Казахстан интересует США, как неформальный лидер региона. Туркменистан представляет интерес, как крупнейший в зоне Прикаспия поставщик углеводородов в Китай и Южную Азию. Узбекистан интересует США, как возможный перспективный партнер и союзник в противостоянии главным политическим игрокам региона – России и Китаю.  Особый интерес для США представляют активные члены ОДКБ и ШОС Киргизия и Таджикистан, как имеющие на своей территории крупные российские военные базы и на значительном протяжении граничащие с Китаем.

Особо стоит вопрос привлечения стран региона к афганскому урегулированию. Афганистан не только для сопредельных стран – Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, но и Казахстана и Киргизии называется главным рынком сбыта. А средства США для создания экономики и социальной инфраструктуры этой страны обещают немалые. Главное, Вашингтон, сознавая свое бессилие в вопросах урегулирования афганской проблемы, пытается вовлечь в этот процесс страны ЦА, игнорируя участие главных игроков – Ирана, Индии, Пакистана, России и КНР.

Зная приверженность стран Центральной Азии многовекторной политике в ШОС и в других межгосударственных объединениях, а также острую потребность центрально-азиатских партнеров во внешних инвестициях, на первой же встрече «С5+1» Государственный департамент США объявил о целом ряде программ экономического характера.

В состав многолетних программ Госдеп включил проекты повышения уровня занятости молодежи, проведение ежегодных центрально-азиатских торговых форумов, проекты смягчения последствий высыхания Аральского моря и подготовки специалистов в сфере водопользования общими водными ресурсами.

Все же США главное внимание уделяют образовательным программам, которые не только пропагандируют американские ценности, но и направлены на развитие лидерских навыков у молодежи, которые в нужный момент могут быть использованы и в политических целях. Проекты по обмену среди учащихся, студентов, молодых ученых, изучение английского языка, стажировка журналистов в США, наличие разнообразных грантовых программ по поддержке неправительственных организаций хоть и декларируются как мероприятия, направленные на создание условий для реализации потенциала молодежи, но они преследуют и политические цели. Именно эта часть общества в большинстве стран, где совершались «цветные революции», выступала как наиболее активная часть общества во время митингов, демонстраций, пикетов.

Ежегодные объемы финансовых ресурсов, выделяемых США в виде грантов на поддержку НПО, сопоставимы с финансированием крупных экономических проектов, поддерживаемых в Центральной Азии таким крупным финансовым институтом, каким является Азиатский Банк Развития.  К примеру, по информации Министерства юстиции Таджикистана, ведущего регистрацию иностранных грантов, таджикские НПО только в 2018 году получили гранты (в основном, американские) на сумму $58 млн. Десятки миллионов долларов вложены на поддержание устойчивости Американского университета Центральной Азии, созданного в Бишкеке.

Соединенные Штаты имеют намерение расширить количество стажеров по «Программе Фулбрайта» для молодых журналистов и специалистов массовых коммуникаций стран Центральной Азии в сфере государственного управления, экономики и международных отношений. Важнейшее внимание американцы уделяют изучению английского языка. Программы в этой области предусматривают внедрении новых технологий, подготовку преподавателей из числа носителей языка и также проведение сети семинаров и тренингов. Объем американского влияния в гуманитарной сфере настолько велик, что ряд экспертов открыто говорят о скрытой работе США с национальными элитами и о возможном намерении использовать формат «С5+1» для осуществления «цветных революций» в странах Центральной Азии с авторитарной системой управления.

Зная потребность стран «С5+1» в сохранении культурного наследия, США предлагают также консультативную и финансовую помощь в ряде проектов по сохранению объектов культуры.

Риски и выгода в одном флаконе

Спустя два года со дня создания формата «С5+1» в отношениях США с их крупнейшим партнером в Центральной Азии Казахстаном произошел весьма показательный случай. Осенью 2017 года в США по иску молдавских олигархов, обвинивших Казахстан в рейдерской попытке, были заморожены финансовые ресурсы национального суверенного фонда Казахстана в объеме $22 млрд. Казахстан в одночасье лишился примерно 40% Фонда будущих поколений, который страна использовала как средство развития экономики и поддержки национальной валюты - тенге.

Мировые средства массовой информации расценили этот шаг, как предупреждение, адресованное России и ее союзникам, демонстрацию санкционных возможностей США в отношении денег, вложенных в американские ценные бумаги. В ходе судебных разбирательств в судах Бельгии и Нидерландов Казахстану удалось отстоять свои деньги, однако внимательные политические наблюдатели отметили, что снятие ареста с казахстанских активов в американском Bank of New York Mellon произошло 23 января 2018 года - менее чем через неделю после январского визита Нурсултана Назарбаева в США.

До этого случая считалось, что иностранные денежные средства, размещенные в американских банках, надежно защищены, и детальных комментариев по этому поводу казахстанский Минфин не давал. Однако эта история позволила центробанкам всех стран мира уяснить, что хранение своих денег в американском «кошельке» - занятие ненадежное, поскольку национальные финансовые ресурсы могут быть заморожены, причем в объеме, который могут быть произвольно назначены США.

Существует риск реальных потерь центрально-азиатских стран в их играх «на деньги» по проектам и сценариям, предложенным американской администрацией. Известно, что не кто иной, как США в буквальном смысле склонили Пакистан к участию в проекте поставок туркменского газа в рамках международного проекта   ТАПИ. Туркмения, потратив миллиарды долларов, теперь не знает, когда этот проект завершится. Тем временем экономика страны испытывает большие проблемы из-за нехватки финансовых ресурсов.

Второй крупный международный проект CASA-1000 по экспорту электроэнергии с гидроэлектростанций Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан CASA-1000, частично финансируемый Всемирным Банком, также может нести в себе скрытые риски. Трасса линий электропередач проходит через неспокойные районы Афганистана, и, ссылаясь на необходимость защиты ЛЭП в создаваемой энергосистеме, Соединенные Штаты теоретически могут оставаться в Афганистане на неопределенно долгий срок.   

Хорошо разбирающиеся в сложных технических тонкостях эксперты и финансисты полагают, что оба энергетических проекта по своей сути является частью долгосрочных планов США по реализации идеи создания единой центрально-азиатской энергосистемы, контроль над которой может принести американцам куда большие выгоды, чем участникам проекта, поскольку каждый из этих проектов фактически выводит центрально-азиатские страны из-под влияния России и разворачивает их на Юг.   

Сегодняшний и завтрашний день «С5+1»

С конца 90-х годов минувшего века регион Центральной Азии превратился в зону геополитических интересов России, США и Китая. Любая попытка одной из этих держав усилить свое влияние в регионе тут же вызывает пересмотр тактики и противодействие у других стран. 

Созданная американцами площадка «С5+1» является своего рода ответом США на создание Евразийского Экономического Союза и на китайскую идею «Один пояс – один путь». И никто не знает, насколько эффективным окажется проект в реальности. Сегодня «пятерку» манит возможность налаживания прямых контактов с крупнейшей мировой экономикой и возрастающая их значимость в глазах «законодателя мод» в мире, как себя считают США. Некоторые наивно могут думать о том, что быть другом и партнером США, это гарантия безопасности. Хотя справедливости ради нужно отметить, что больше всего центрально-азиатские страны заинтересованы в реализации таких крупных экономических проектов, как газовый проект ТАПИ, энергетический проект CASA-1000, TUTAP.

Страны формата «С5+1» заинтересованы в получении доступа к кредитным ресурсам США и Всемирного Банка. В ходе майского визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в США в 2018 году в рамках сотрудничества в формате «С5+1» узбекские компании подписали более 20 контрактов на сумму свыше 4,8 миллиарда долларов. Январский визит 2018 года президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США позволил заключить взаимовыгодные соглашения в инвестиционном и торгово-экономическом сотрудничестве на сумму порядка 7 миллиардов долларов.

Политические наблюдатели констатируют, что взаимодействие стран Центральной Азии с США в формате «С5+1» по состоянию на начало 2019 года не противоречит целям и задачам международных организаций, в частности ШОС, и отвечает интересам стран региона. Однако недвусмысленные намеки на счет невозможности участия России и КНР в этих проектах свидетельствуют о том, что «С5+1» все же больше политический проект, нежели экономический.

Каждая страна Центральной Азии проводит свою внешнюю и внутреннюю политику и, если в обозримой перспективе диалог на уровне министров иностранных дел будет превращаться со стороны США в инструмент злоупотреблений, нажима, давления и навязывания чуждой интересам стран Центральной Азии повестки, формат «С5+1» окажется бесперспективным.

 

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Президент Швейцарии направила письмо Путину после его избрания
21.04.2024 22:04
Раиси в разговоре с Путиным заявил, что действия Ирана были вынужденными
16.04.2024 17:15
Захарова заявила, что не помнит осуждения Израилем ударов Украины по территории России
14.04.2024 17:23
Си Цзиньпин и Дж. Байден провели телефонный разговор
03.04.2024 10:10
МИД Венгрии сообщил, что страна не будет отказываться от контактов с РФ на высшем уровне
27.03.2024 07:23
FT: США в январе пытались убедить Иран повлиять на хуситов
14.03.2024 05:46
Путин рассказал, как ракеты "Авангард" превзошли систему ПРО США
13.03.2024 09:29
МИД Венгрии отказал Зеленскому во встрече с Орбаном
05.03.2024 17:28
Джонсону предложили защиту от отстранения в обмен на голосование по помощи Киеву
22.02.2024 07:25
Россия под руководством Путина достигает заметных успехов, заявил Токаев
21.02.2024 18:49
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.