Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
05:05Астана
03:35Тегеран
02:05Минск
05:05Бишкек
04:35Дели
07:05Пекин
03:05Москва
04:05Исламабад
04:05Душанбе
04:05Ташкент
Наблюдатели:
07:05Улан-Батор
03:35Кабул
Партнеры по диалогу:
03:35Манама
03:35Ереван
03:35Катманду
04:05Баку
02:05Каир
03:05Доха
03:05Эр-Рияд
03:05Эль-Кувейт
03:05Мале
03:05Абу-Даби
03:05Нейпьидо
02:05Анкара
06:05Пномпень
06:05Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

03.05.2025 19:34
Кремль назвал главную цель объявленного на 9 Мая перемирия
03.05.2025 19:25
Восемь стран ОПЕК+ увеличат предельный уровень добычи нефти в июне
03.05.2025 19:21
Стало известно о проблемах со здоровьем у Вучича и Фицо
03.05.2025 19:16
Лавров призвал урегулировать разногласия Индии и Пакистана дипломатическими средствами
03.05.2025 08:25
Над Черным морем уничтожили восемь ракет Storm Shadow и три ракеты "Нептун-МД"
03.05.2025 08:21
Над регионами России сбили 170 беспилотников ВСУ
03.05.2025 07:46
ФСБ рассекретила данные о потоплении Англией судов с советскими военнопленными
03.05.2025 07:30
В Новороссийске повреждены три многоквартирных жилых дома после падения БПЛА
03.05.2025 07:24
Al Hadath: Израиль нанес удары по сирийским военным объектам в провинции Латакия
03.05.2025 07:19
Reuters: США подготовили новые санкции против России
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
             
Навстречу 20 -летию ШОС: взгляд из Узбекистана
Вклад ШОС в укрепление региональной стабильности и сотрудничества в Центральной Азии очевиден
01.05.2021 00:00 Рахматулла Ибраимович Нуримбетов, Национальный координатор Узбекистана по делам ШОС

 

В этом году исполняется 20 лет с момента создания Шанхайской организации сотрудничества. За относительно короткий период ШОС превратилась в одну из наиболее влиятельных многосторонних структур в Евразии. 

Становление ШОС происходило под влиянием кардинальных изменений в международных отношениях в конце ХХ века. Среди них – окончание «холодной войны» и трансформация баланса сил в мире, возникновение новой геополитической ситуации в Евразии и формирование новых региональных центров силы, изменение отношения мирового сообщества к традиционным угрозам, активизация терроризма, экстремизма и сепаратистских движений, процессы глобализации и регионализма.

В этой связи потребность в институционализированном региональном сотрудничестве молодых независимых государств Центральной Азии в противодействии многогранным, преимущественно «незнакомым» угрозам и проблемам была вполне понятной. В данном контексте возникновение ШОС явилось прямым результатом усилий по обеспечению стабильности и безопасности в Центральной Азии. Молодые республики региона стали членами международной структуры, включающей в себя Китай и Россию.

В ШОС налажено плодотворное практическое сотрудничество, прежде всего, в области безопасности – в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и незаконным оборотом наркотиков. Взаимодействие в этой сфере координируется Исполнительным комитетом Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС), который расположен в г. Ташкенте. Вклад ШОС в обеспечение стабильности в Центральной Азии не ограничивается совместным противодействием этим «нетрадиционным» угрозам. Роль и место Шанхайской организации в обеспечении стабильности в регионе гораздо шире.

Достижения ШОС, особенно в борьбе с терроризмом, большинством международных экспертов оцениваются положительно. В то же время другие, главным образом западные наблюдатели, считают, что она не смогла превратиться в эффективную региональную организацию в сфере безопасности и, следовательно, не смогла проявить себя должным образом в ряде кризисных ситуаций.

Однако в этих дискуссиях из вида упускается тот факт, что ШОС, хотя всерьез ориентировалась и продолжает ориентироваться на вопросы безопасности, ни в коем случае не является «военно-политической» структурой. Вклад ШОС в стратегическую стабильность и безопасность в Центральной Азии требует более широкого анализа.

Во-первых, стабильность и безопасность – широкие понятия, охватывающие не только вопросы обеспечения суверенитета и территориальной целостности, но также и вопросы экономического развития и социальной устойчивости. Есть взаимозависимость между безопасностью и экономикой, которые невозможно рассматривать раздельно. Без экономики нельзя говорить о безопасности и, напротив, без обеспечения безопасности нельзя рассчитывать на стабильное экономическое развитие. Именно такой подход позволяет полностью и объективно раскрыть стабилизирующую роль ШОС.

Во-вторых, многие зарубежные аналитики не обращают внимания на то, что основные учредительные документы организации – Шанхайская декларация и Хартия – определяют ШОС как структуру, направленную на «укрепление сотрудничества в политической, экономической, культурной, гуманитарной и других сферах». Это означает, что государства-учредители изначально не планировали создавать ШОС как организацию коллективной безопасности или военно-политического союза. Скорее она является региональной организацией с обширной повесткой дня.

В-третьих, критики ШОС не уделяют должного внимания глубинной сути концепции «шанхайского духа» и ее месту в жизни организации. «Шанхайский дух» включает следующие принципы: взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение культурного разнообразия, стремление к общему развитию. То есть, несмотря на размеры политической, военной и экономической мощи государств-участников ШОС, все они являются равноправными.

Воплощению «шанхайского духа» в жизнь служит также принцип принятия всех решений в рамках ШОС на основе консенсуса. Это позволяет странам Центральной Азии, наравне с КНР и РФ, активно участвовать в определении приоритетов деятельности Организации. Поэтому высказывания о том, что ШОС является «подручной организацией» крупных членов – Китая и России, не имеют оснований.

В-четвертых, ШОС – это не экономический блок. Сторонником превращения ШОС в экономическую структуру является Китай. Пекин с 2010 г. продвигает две важные экономические инициативы – создание Банка развития и Фонда развития ШОС, а также формирование зоны свободной торговли. Иной позиции придерживается, в первую очередь, Россия, которая с опасением воспринимает «экономизацию» ШОС, усматривая в этом риски снижения своего влияния в рамках Организации.

Таким образом, оценка роли ШОС в обеспечении стабильности и безопасности в Центральной Азии через постановку вопроса о том, является ли она организацией «коллективной безопасности» или «интеграционным объединением», не позволяет полностью раскрыть конструктивную роль организации в обеспечении региональной стабильности. 

Итак, если ШОС не является структурой безопасности в ее классическом понимании или организацией экономической интеграции, то в чем же заключается ее стабилизирующий вклад в Центральной Азии? На наш взгляд, он сводится к следующему.

Во-первых, ШОС сыграла важную роль в предотвращении установления в регионе единоличного геополитического доминирования одного из крупных внешних центров силы после распада СССР. Тем самым она внесла большой вклад в утверждение своего рода «геополитического плюрализма» в данном стратегически важном регионе.

Во-вторых, ШОС балансирует стратегические интересы России и Китая в Центральной Азии, снимая вероятный конфликтный потенциал. Несмотря на конкурирующие интересы, Москва и Пекин признают Организацию в качестве важного регионального механизма коммуникации и диалога.

С точки зрения России, благодаря ШОС КНР действует в Центральной Азии в соответствии с «общими правилами игры», что позволяет Москве лучше мониторить политику Пекина в регионе.

В свою очередь, ШОС, рассматриваемая многими экспертами как «детище Китая», способствовала укреплению позиций Пекина в регионе и создала соответствующие условия для институционализации его сотрудничества со странами Центральной Азии. В итоге двусторонние отношения между КНР и центральноазиатскими государствами трансформировалось в стратегическое партнерство.

Кроме того, ШОС действует как «буфер» между Россией и КНР, направляя их конкуренцию на поиск взаимовыгодных решений в интересах региональной стабильности. Таким образом, конкуренция между Москвой и Пекином не приобрела острый характер, что могло бы поставить под серьезную угрозу стратегическую стабильность в Центральной Азии.

В-третьих, балансирующая роль КНР в рамках ШОС по отношению к России позволяет странам Центральной Азии продвигать свои интересы в диалоге с Москвой по отдельным деликатным вопросам. Так, страны Центральной Азии, как и Китай, не поддержали действия Москвы во время кризисов в Грузии и на Украине.

В-четвертых, ШОС сыграла важную роль в противостоянии государств Центральной Азии так называемым «цветным революциям» в начале 2000-х годов, охватившим ряд стран на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке. Шанхайская организация выступила платформой, которая создала благоприятные условия для успешного реагирования на давление и критику Запада по вопросам демократии и прав человека.

В-пятых, рост политического и международного престижа ШОС способствовал улучшению международного имиджа Центральной Азии как стабильного региона. Данное обстоятельство послужило укреплению благоприятных предпосылок для привлечения иностранных инвестиций, реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе с участием Китая. 

На протяжении 20 лет ШОС, руководствуясь положениями Хартии и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов, выстраивала отношения конструктивного партнерства, основанного на принципах неприсоединения к блокам и отсутствия конфронтации с третьими стран. Это значимое нововведение в теорию и практику международных отношений создало новую модель межрегионального сотрудничества и внесло особый вклад в мир и развитие в регионе.

Разумеется, ШОС не лишена недостатков и проблем. Они стали более наглядными после вступления в ее ряды Индии и Пакистана в 2017г. Из-за «внутренних противоречий» между новыми участниками принятие в ШОС согласованных решений по многим ключевым вопросам стало более сложным.

Такая перспектива была ожидаема. Но, если учитывать, что с вступлением Индии и Пакистана общая площадь стран ШОС увеличилась до 34 млн кв. км, что составляет 64% площади Евразии, а численность населения – до 3,3 млрд чел., что составляет около 80% населения Евразии, то попытки Организации трансформироваться в трансрегиональную структуру, которая могла бы принять участие в проектировании «Большой Евразии», становятся вполне обоснованными.

При всем разнообразии дискуссий вокруг ШОС и перспектив ее дальнейшего развития, нельзя игнорировать позитивный вклад ШОС, который она внесла в обеспечение стабильности и укрепление многостороннего сотрудничества в Центральной Азии в течение последних 20 лет.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Встреча руководителей антимонопольных органов ШОС
27.04.2025 07:39
Встреча представителей государств-членов ШОС по вопросам противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму
27.04.2025 07:29
Иран и Индия намерены расширять судебное сотрудничество в ШОС и БРИКС
25.04.2025 07:01
О взаимодействии Верховных судов государств-членов ШОС
24.04.2025 17:21
Участие Генсека ШОС в Форуме политических партий ШОС
24.04.2025 07:33
Встреча Генсека ШОС с руководством Министерства иностранных дел Исламской Республики Пакистан
21.04.2025 07:57
Встреча Генсека ШОС с Федеральным министром торговли Пакистана
18.04.2025 20:28
Видеообращение Генсека ШОС на Международном форуме по устойчивому развитию
18.04.2025 07:05
В Омске Международный форум ШОС включит интерактивную сессию для молодёжи
15.04.2025 10:08
О заседании Совета национальных координаторов ШОС
12.04.2025 14:42
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.