Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Дети рисуют сказки
Участники:
11:46Астана
11:46Бишкек
11:16Дели
13:46Пекин
09:46Москва
10:46Исламабад
10:46Душанбе
10:46Ташкент
Наблюдатели:
10:16Тегеран
08:46Минск
13:46Улан-Батор
10:16Кабул
Партнеры по диалогу::
10:16Ереван
11:16Катманду
10:46Баку
08:46Анкара
12:46Пномпень
11:16Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.05.2019 17:19
Глава МИД Турции посетит Казахстан с официальным визитом
23.05.2019 16:59
Дарига Назарбаева провела встречу с президентом Армении
23.05.2019 16:08
В Нур-Султане стартовал Форум по предпринимательскому образованию
23.05.2019 15:18
Узбекские автомобили Ravon будут собирать в России
23.05.2019 14:27
Нур-Султан присоединится ко всемирной инициативе IAAF
23.05.2019 13:47
В Ташкенте проходит встреча таможенников из 10 стран
23.05.2019 13:01
В Улан-Баторе пройдет международный фестиваль детской моды
23.05.2019 12:16
Туркменистан и Белоруссия рассмотрели возможности увеличения товарооборота
23.05.2019 11:55
Казахстан снял запрет на ввоз картофеля, яблок и хурмы из Киргизии
23.05.2019 11:15
Военнослужащие Узбекистана и Белоруссии проверили свои возможности по выживанию в экстремальных условиях
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
             
Председательство Киргизии в ШОС Секретариат ШОС Деловой совет ШОС Региональная Антитеррористическая Структура ШОС (РАТС ШОС) Межбанковское объединение ШОС
Солнечное искусство Тамары Ханум
90 лет назад впервые вышла на сцену Тамара Ханум, мастер танца
17.11.2008 09:16
Еще до эры телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии уже была своя этническая мега-звезда. Ее можно было слушать и смотреть в музыкальных представлениях, где танцы, песни и наряды создавали неотразимый шоу-эффект, поражавший даже искушенную публику. Тамару Ханум называли "восточной Айседорой Дункан". Британская королева лично вручала выдающейся артистке высокую награду за вклад в искусство.

Судьба этой выдающейся женщины чем-то похожа на сказку про Золушку. Ей пришлось пережить бедность и голод, прежде чем прославиться на весь мир. Ее имя гремело не только на просторах бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами. Эта армянская девочка из Богом забытого узбекского поселка была обязана своей баснословной популярностью целеустремленному характеру, исключительному трудолюбию и редкому художественному дару.

Тамара Ханум родилась 29 марта в 1906 года в скромной семье Анны и Артема Петросян, сосланных в Туркестанский край, в небольшой поселок на станции Горчаково (ныне город Маргилан). Выросшая в узбекской махалле, девочка мало чем отличалась от поселковых ребятишек - черноглазых, резвых. Когда в поселке появлялась труппа бродячих артистов, все они сбегались на представление. Тамару завораживали выступления фокусников, канатоходцев, танцоров. Дома она невольно повторяла движения артистов. С каждым разом неловкие па становились все увереннее, и уже в шесть лет девочка заслужила первые аплодисменты, танцуя перед родней.

"Вот увидите, она еще станцует в Париже!" - как-то горделиво заметила мать, рассмешив присутствующих. Но прошло время, и триумфальное выступление в Париже положило начало блистательной карьере молодой танцовщицы.

Женщина на сцене? В те далекие времена на мусульманском Востоке такое было немыслимо. По обычаям Туркестана, после раннего замужества жизнь женщины ограничивались ичкари - женской половиной дома, а лицо и тело были надежно спрятаны под паранджой и целомудренными платьями. Тамара подрастала, и люди все чаще говорили Петросянам, что их дочь ведет себя неподобающим образом - ведь та и не думала бросать свое увлечение танцами. Отцу даже угрожали расправой, если он не приструнит свое дерзкое чадо.

Однако вмешался случай: на станцию Горчаково прибыл агитпоезд "Восток" с коллективом артистов под руководством Хамзы Хаким-заде Ниязи, будущего классика узбекской литературы. Такие миссии искусства "для просвещения народа" были очень распространены в первые годы советской власти. Кто-то рассказал Хамзе о талантливой девочке, и это решило ее судьбу: в конце 1918 года Тамара впервые вышла на настоящую сцену.

Ей было только 12 лет, но она уже выступала перед зрителями наравне с остальными. Танец жил в ней органично, заряжал страстью, требовал воплощения. Выступления на самодеятельных концертах резко выделяли юную танцовщицу, она по-прежнему была единственной представительницей прекрасного пола, осмелившейся танцевать публично, да еще и с открытым лицом. Угрозы в адрес Тамары продолжались, и родители, от греха подальше, отправили дочь в Ташкент.

В 1922 году девушка поступила ученицей в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты: Аброр Хидоятов, Ятым Бабаджанов, Али Ародобус Ибрагимов. Увы, слухи о ее ?непристойном? поведении дошли до ее родного поселка, и местные фанатики зверски расправились с ее отцом. Мать осталась одна с детьми, и те крохи, которые Тамара получала за выступления, шли на кусок хлеба для родных.

Балетная труппа гастролировала по Средней Азии, давая концерты народных танцев. В маленьких городках и кишлаках в адрес девушки-танцовщицы нередко летели угрозы и камни. Одно выступление чуть ни стоило Тамаре жизни: разбушевавшиеся зрители готовы были разорвать ее в клочья. Спас один из артистов, известный музыкант и острослов Юсуфджан-кызык. В суматохе он накинул на нее паранджу и помог незаметно выбраться из толпы.

Требовалась немалая сила духа и убежденность в своей правоте, чтобы не сдаться. В 1923 году она отправилась в Москву, для продолжения образования в Театральном техникуме им.А.В.Луначарского. Московские зрители компенсировали все неприятные моменты первых выступлений, встречая искусство молодого дарования ажиотажем. Именно в Москве она получила свое второе метафорическое имя - "ласточка Востока".

Бывало, что особо настойчивые поклонники пробирались после концерта за кулисы, чтобы лично выразить свой восторг. Так что, когда один такой молодец очутился в гримерной и осыпал ее комплиментами, Тамара не удивилась. Им оказался известный певец Мухитдин Кари-Якубов. Представив его, руководитель сказал ей: "Теперь вы будете выступать вместе". Тогда она не предполагала, что "вместе" - будет навсегда: Мухитдин стал ее мужем, отцом дочери.

Молодые супруги отправились в первую заграничную поездку, во Францию. В 1925 году в Париже проходила Всемирная выставка декоративного искусства. Мухитдину Кари-Якубову и Тамаре выпала честь представлять на ней свой край. Их номер имел ошеломляющий успех, об узбекских артистах парижане вспоминали еще долго.

Возвращаясь домой, супруги проехали через Германию, где с Тамарой захотела познакомиться прославленная танцовщица Айседора Дункан. Она попросила Тамару позволить ей потрогать и пересчитать позвонки, доказывая, что при нормальном строении тела человек не способен на такие невероятно сложные и прекрасные движения.

Широкое признание и славу Тамара вкусила в 19 лет. После успеха в Париже перед ней открылся весь мир. Она объездила половину земного шара, и не счесть стран, где отплясывали ее маленькие ножки. После одной забавной истории за ней прочно закрепился псевдоним Ханум. Случилось так, что перед крупным концертом в Москве один из его организаторов услышал, как земляки называют Тамару "ханум" (женщина). Назавтра афиши с именем "Тамара Ханум" висели по всему городу.

Иностранцы никак не могли понять, какой же национальности эта поразительная танцовщица. Армянка по крови, выросшая в узбекской махалле, Ханум из каждой поездки привозила домой новый танец, перевоплощаясь в нем с огромной силой. В ее творческой копилке собрались танцы 86 народов мира. Тамара запоминала не только танцевальные па, но и особенности походки, мимики, телодвижений, присущие жителям разных стран. Костюм, грим и сам танец преображали ее настолько, что каждый народ принимал эту великолепную женщину за свою землячку.

В 1938 году она совершила переворот в сценическом искусстве, совместив два жанра - песню и танец. Теперь артистка еще и пела на многих языках, причем, без акцента, полностью вживаясь в создаваемый образ. "Едва я сделаю шаг из-за кулис навстречу залу, - говорила она, - физически ощущаю тысячи невидимых нитей, которые молниеносно возникают между мной и зрителем. Чем больше этих нитей, тем лучше звучит голос, в меня словно вселяются тысячи бесов, которые и творят мой танец", - признавалась она.

Эта экспрессия, одержимость любимым делом, необыкновенное трудолюбие и Богом данный талант много лет держали ее на вершине всеобщего уважения и восхищения. В 1935 году на Международном фестивале танца в Лондоне британская королева лично вручила артистке высокую награду за вклад в искусство.

Во время Великой отечественной войны Тамара Ханум прошла с концертами весь фронт, от Тихого океана - до Европы, за что военное командование присвоило ей, единственной из артисток, звание капитана и дало право на ношение оружия.

Главы государств, видные политики, артисты, общественные деятели почитали за честь увидеть выступление Тамары Ханум и лично познакомиться с нею. Композитор Исаак Дунаевский писал: "Вы меня приглашаете в солнечный Узбекистан. Спасибо! Но солнечной будет любая страна, любое место, где находитесь Вы и Ваше замечательное искусство!"

Накопив творческий опыт, в 1930 году именитая артистка пробует свои силы в качестве балетмейстера. В 1932 году, в сотрудничестве с режиссером З.Кабуловым и композитором П.Рахимовым, она организовала театр в Ургенче, где выступала одновременно балетмейстером, танцовщицей и педагогом-репетитором. По ее инициативе была открыта и школа классического балета в Ташкенте.

Оптимизм, чувство юмора и сила духа помогли ей надолго сохранить свою красоту. До преклонных лет она гастролировала по миру, не теряя ни клокочущей энергии, ни гибкости движений. Жизнерадостная, добросердечная по натуре, она магнитом притягивала к себе людей.

Тамара Ханум скончалась в 1991 году, в Ташкенте, завещав сделать в своем доме музей, где бы хранились тысячи сценических костюмов, в которых она выступала. Каждый из них, расшитый золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, - сам по себе образец искусства.

Музей Тамары Ханум открылся в 1994 году. Он сохранил интерьеры жилых комнат, костюмы, записи песен, великолепную коллекцию картин, подарков, фотографий и рукописей выдающейся артистки. Среди них - неопубликованные воспоминания, а также стихотворения, созданные уже в период мудрости, на склоне лет. В одном из них Тамара Ханум обыгрывает строчки Омара Хайяма: "То, что Судьба пришла тебе дать, нельзя не умерить и не отнять..."
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Дарига Назарбаева провела встречу с президентом Армении
23.05.2019 16:59
В Ташкенте проходит встреча таможенников из 10 стран
23.05.2019 13:47
Туркменистан и Белоруссия рассмотрели возможности увеличения товарооборота
23.05.2019 12:16
Казахстан снял запрет на ввоз картофеля, яблок и хурмы из Киргизии
23.05.2019 11:55
Военнослужащие Узбекистана и Белоруссии проверили свои возможности по выживанию в экстремальных условиях
23.05.2019 11:15
TV BRICS и "Жэньминьван" познакомят россиян с особенностями китайской культуры
23.05.2019 10:12
Российская "Экокультура" инвестирует $1,1 млрд в строительство тепличного комплекса в Туркестанской области
22.05.2019 16:12
В Алма-Аты начинает работу 16-й Евразийский медиафорум
22.05.2019 13:04
Начальники генштабов Узбекистана и Белоруссии обсудили перспективы двустороннего сотрудничества
22.05.2019 12:22
"Ростех" проложит "Новый сухопутный зерновой коридор Россия - Китай"
22.05.2019 10:48

Комментарии(0)

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.