Владимир Кючарьянц, киновед Кино Центральной Азии: объединение сил ради борьбы за человеческую душу / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Дети рисуют сказки
Участники:
06:12Астана
06:12Бишкек
05:42Дели
08:12Пекин
04:12Москва
05:12Исламабад
05:12Душанбе
05:12Ташкент
Наблюдатели:
04:42Тегеран
03:12Минск
08:12Улан-Батор
04:42Кабул
Партнеры по диалогу::
04:42Ереван
05:42Катманду
05:12Баку
03:12Анкара
07:12Пномпень
05:42Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

12.12.2018 18:01
В Узбекистане стартовали продажи Chevrolet Tracker
12.12.2018 17:10
На узбекских железных дорогах вводятся новогодние скидки в 50%
12.12.2018 16:20
Казахстан намерен подписать с Таджикистаном соглашение, позволяющее выявлять лиц с двойным гражданством
12.12.2018 15:49
В Петропавловске заработал завод металлопластиковых изделий
12.12.2018 15:08
Посол Киргизии в Казахстане Кулубаев вручил Назарбаеву верительные грамоты
12.12.2018 14:12
Казахстан передал душанбинской ТЭЦ гумпомощь на $1,5 млн
12.12.2018 13:11
Монгольские военнослужащие вновь отправились в Афганистан
12.12.2018 12:27
Граждане Таджикистана смогут находиться в Казахстане до 30 дней без регистрации
12.12.2018 11:07
Россия и Индия по инициативе Володина учредят ежегодную конференцию молодых законодателей
12.12.2018 10:24
За 65 лет торговля России и Индии выросла в тысячу раз с учетом инфляции
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Председательство Киргизии в ШОС Секретариат ШОС Деловой совет ШОС Региональная Антитеррористическая Структура ШОС (РАТС ШОС) Межбанковское объединение ШОС
Кино Центральной Азии: объединение сил ради борьбы за человеческую душу
05.12.2008 17:49 Владимир Кючарьянц, киновед
Нельзя не вспомнить слова признанного мэтра узбекского кино, народного артиста СССР, кинорежиссера Шухрата Аббасова, обращенные к коллегам из стран ШОС: "Кино настолько сильное оружие, что мы еще не ощутили всю его силу и не используем ее. Но само время требует объединения наших усилий?"

"Кино сегодня ? больше чем кино" ? таким был девиз состоявшегося недавно в Ташкенте Центральноазиатского форума "Киновиза", в котором приняли участие кинематографисты Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России. Главная цель форума, прошедшего в рамках первого Фестиваля национального кино Узбекистана, ? культурный обмен между странами региона, имеющими много общих ценностей, традиций, религиозных, экологических и геополитических интересов.

Главную награду Фестиваля "За лучшую режиссуру" жюри присудило фильму Сабира Назармухамедова "Объяли мою душу светлые печали". В номинации "За лучший фильм" победила картина "Юрта", режиссера Аюба Шахобиддинова. Приз "За лучший сценарий" достался фильму "Дом под кривой луной" Зульфикара Мусакова. Лучшим оператором назван Абдувахид Ганиев за фильм "Сукунат". Лучшей исполнительницей женской роли признана Ильмира Рахимджанова (фильм "Забаржад"). Приз "За лучшую мужскую роль" вручен Джахонгиру Касымову, сыгравшему сержанта Зиёдова в картине "18-й квадрат". А специальный приз жюри "За виртуозное владение жанром" получил Бахром Якубов - за фильм "Супер-келинчак".

Но призы и награды ? парадная сторона фестиваля, ставшего долгожданным событием для национального кино Узбекистана. А вот сопутствовавший ему форум "Киновиза" и внеконкурсные показы наиболее резонансных российских, казахских, таджикских и киргизских лент (например, таких, как нашумевший "Подарок Сталину" Рустема Абдрашева, "Тюльпан" Сергея Дворцевого, "Пленный" Алексея Учителя, "Счастье" Алишера Хушвахтова, "Чтения Петрарки" Нурлана Абдыкадырова, "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова) стали, по сути, глубокой панорамой всего сегодняшнего кино Центральноазиатского региона, своего рода зеркалом, честно отразившим его социальные и нравственные проблемы.

Об этом много говорилось на ташкентском кинофоруме. И не только на нем, но и на форуме "Евразия", ранее состоявшемся в Астане. Мысль о роли и ответственности кинематографа в формировании общественного сознания пронизывает все дискуссии профессионалов. Она не нова. Но злободневность ей придает ситуация, которую четко осознают все.

Речь идет о том, что глобализация изменила мир. Он меняется слишком быстро, быстрее, чем человек способен осознать это. Организуется по-новому, обретает незнакомые черты. Меняются ценности и кумиры. Рушатся традиции. Обостряются противоречия. Но для всех неизменным остается вопрос: кто мы в нем, в этом тревожном, жестоком, но единственно прекрасном мире? Что разделяет и объединяет нас? Он одинаково остро стоит перед людьми всех национальностей и конфессий. А для стран с сильными исламскими традициями, где перемены, занесенные "глобальным ветром", воспринимаются не слишком охотно, он особенно актуален. Принять их наперекор вековому укладу или остаться верным закону предков? Такая нравственная дилемма сегодня встает перед многими. А главное ? перед молодым поколением, уже надкусившим "яблоко западных соблазнов". Проблема самоидентификации человека в современном обществе ? одна из центральных у кинематографистов азиатских стран.

Всем давно уже ясно: от тех идей и нравственных ценностей, которые несет кинематограф миллионам людей, во многом зависит, каким быть миру. Не только завтра, но уже сегодня, когда этнические конфликты, терроризм, ксенофобия и религиозный фанатизм, став неотъемлемой частью бытия, ежеминутно продолжают уносить чьи-то жизни, а равнодушие и холодный цинизм ? ломать судьбы, лишать надежды.

Может ли кино ? великая иллюзия ? изменить такую реальность?

В связи с этим нельзя не вспомнить слова признанного мэтра узбекского кино, народного артиста СССР, кинорежиссера Шухрата Аббасова, обращенные к коллегам из стран ШОС: "Кино настолько сильное оружие, что мы еще не ощутили всю его силу и не используем ее. Но само время требует объединения наших усилий?"

Речь, конечно, и об интеграции культур, и, в частности, о совместной борьбе за душу и мировоззрение человека. Сегодня мы проигрываем эту борьбу, сетует Аббасов. Отношение к настоящему искусству, к серьезному кино, оставляет желать лучшего. Люди смотрят картины, которые созданы для масс, для обывателя. Фильмы же высокого интеллектуального заряда, те, что завоевывают призы на международных фестивалях, спросом не пользуются.

Узбекистан ? страна, где зритель предпочитает смотреть свои, а не зарубежные фильмы. 99% проката занимает узбекское кино. Из 40-45 ежегодно выпускаемых фильмов лишь 10-12 сделаны на "Узбекфильме", остальные ? на частных студиях. Снимают кино всех жанров. Быстро и дешево. Зритель простаивает в очередях, чтобы смотреть не американское, не российское, а... "кино про себя". Скажем такое, как "Тельба". Романтическая, почти "индийская" история, но позволяющая почерпнуть многое об укладе нынешней жизни узбеков, об их быте и бытии. "Тельба" по-русски ? "идиот", но здесь ближе ? "юродивый". Герой ? странноватый бедняк, продающий на улице пирожки-самсу. Героиня ? его материализованная мечта ? дочь "новых узбеков". Все как в старинных легендах. В том числе и смерть влюбленных. Герой гибнет от руки ревнивца. Героиня в красном газовом шарфике шагает в пустоту с крыши высокой башни?

Есть, конечно, в сегодняшнем Узбекистане и другое кино. Реальные истории про реальных людей. Одна из лучших картин ? "Маленькие люди" Хатама Файзиева. Это режиссерский дебют 70-летнего оператора, некогда снявшего легендарный фильм "Ташкент ? город хлебный". "Маленькие люди" - три новеллы о жизни современных узбекских семей. Будничные события срастаются в историю судьбы страны. В одной из них старый учитель едет в город с пачкой писем и просьб односельчан к его ученику, ставшему крупным чиновником. А тот, только что принимавший с подчиненных дань в зеленых купюрах, приказывает охране покормить старика дармовым пловом. В финале по реке плывут листики-просьбы и звучат голоса односельчан про их обиды и беды.

Эта лента показательна для всего среднеазиатского кино. В отличие от российского, оно озабоченно тем, как и чем живут современники. Что их беспокоит. Какая страна их окружает. В казахских, таджикских, узбекских, киргизских фильмах лейтмотивами становятся темы взаимоотношений поколений, столкновение патриархальных традиций и устоев с новыми ценностями капиталистического мира. Скажем, тема денег в азиатском кино трансформируется в тему искушения. А тема старости, к которой на востоке особое отношение, ? в то, как это отношение меняется. Или проблемы вынужденной эмиграции. Оказалось чрезвычайно важным и интересным взглянуть на них не из столицы, а с той, другой стороны. Увидеть, какая безысходность толкает таджика или узбека бросить родной аул и бежать в "сверкающее никуда" ? в Москву, Питер, Новгород.

Как на кинофоруме в Ташкенте, так и в Астане на фестивале "Евразия", говоря о современном азиатском кинематографе, кинокритики не раз вспоминали о знаменитой казахской "новой волне", давшей мощный импульс всему кинематографу республики. В основном к ней относили работы выпускников экспериментальной мастерской Сергея Соловьева: Рашида Нугманова ("Йа-х-ха", "Игла"), Серика Апрымова ("Двое ехали на мотоцикле", "Конечная остановка"), Талгата Теменева ("Торо", "Волчонок среди людей", "Бегущая мишень" и "Казнь после смерти"), Александра Баранова и Бахыта Килибаева ("Женщина дня", "Трое"), Дарежана Омирбаева ("Кардиограмма", "Киллер"), Ардака Амиркулова ("Гибель Отрара", "Абай"). Это было молодое и современное национальное кино, создававшееся, как ни удивительно, поколением русифицированных режиссеров. Тех, чьи отцы и деды были насильно отлучены от национальной истории, культуры и религии, кого убеждали, что они будут жить в светлом коммунистическом завтра, где будет один народ ? советский. И кинематограф "новой волны" родился как акт протеста.

Это кино стало "кардиограммой" состояния казахской интеллигенции тех лет, которая после раздела СССР очутилась на перепутье и не может найти себя, обрести свой национально-духовный статус и полноценно вписаться в мировое культурное сообщество.

В одних фильмах герой асоциален, добровольно выпадает из окружающей действительности. Большой мир живет как бы сам по себе. Герой же пребывает в замкнутом круге собственных представлений и иллюзий о внешнем мире. Сам для себя устанавливает нравственные законы, бежит от реальности при помощи наркотика или всецело отдается любовной страсти? В других картинах социальная действительность грубо врывается в мир героев, внося дисгармонию, и диалог между "Я" и "Мы" оказывается трагичным.

Эти фильмы привозились на международные фестивали, завоевывали призы, а западная пресса взахлеб писала о феномене казахской "новой волны".

Сегодня говорят о возвращении "новой волны". Может быть, потому, что остросоциальное, философское авторское кино лидировало на фестивале "Евразия". И фильмы не просто "пользовались спросом". Зал, где показывали получившую гран-при картину культового режиссера казахской "новой волны" Ардака Амиркулова "Прощай, Гульсары!", снятую по повести Чингиза Айтматова, не вместил всех желающих.

Вернулась "волна" или нет, но ее влияние сегодня весьма ощутимо в лучших фильмах не только казахстанских режиссеров, но и их коллег из других стран региона. Ибо проблемы - одни те же. Неспособность молодых людей из глубинки вписаться в городскую реальность, тотальная агрессивность социума по отношению к индивиду, нудная, безрадостная жизнь, такая, какая она есть ? вот лейтмотивы фильмов, которые называют новейшей "новой волной".

Героям их некуда уехать: всюду хаос, коррупция, бесправие человека, власть "золотозубых" ? точная фраза из фильма "Киллер" Дарежана Омирбаева. И они уже не сторонние наблюдатели, а сами включены в этот процесс. И нет выбора ? беззаконие стало нормой социальных отношений. Герой не способен выйти из игры, бессилен перед реальностью? Одна из наиболее ярких работ, сверкнувшая на "Евразии", ? киргизская лента "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова. Несколько абсурдистская притча о том, как в автобусе собираются все представители современного общества: мулла и христианин, демократ и коммунист, проститутка и патриархальная мать. Яростные споры на житейские, политические и религиозные темы выявляют сущность каждого. Автобус вдруг зависает над пропастью. Дальнейшие распри смертельно опасны?

После отхлынувшей "волны", серьезных и ярких картин в странах региона делалось мало. В последние годы все изменилось. К кинематографистам пришло второе дыхание. Фестивали класса "А" избирают фильмы из Средней Азии. В оскаровской номинации - "Монгол" Сергея Бодрова, снятый на "Казахфильме". В Голливуде успешно работает Тимур Бекмамбетов. Картины Гуки Омаровой приглашаются не только на "Кинотавр", но и в Канны,

По мнению киноведов, многие из создателей "новой волны" сегодня переживают взлет. Например, Апрымов, Омирбаев, Каракулов в своих фильмах "Аксуат", "Киллер", "Последние каникулы". Между тем, к эйфории от успехов азиатского кино примешивается и досада. В дискуссии медиаклуба "За пределами идентичности", посвященной стереотипам в сегодняшнем национальном кинематографе, киргизский режиссер Артык Суюндуков вынужден был признать, что зарубежному зрителю интересны лишь те фильмы, где превалируют картинки традиционного быта. Так что, режиссеры предпочитают снимать фильмы о кражах невест, показывать юрты, чабанов, баранов, избегая современных реалий?

Споры вокруг этнического азиатского кино не утихают. И одним из острейших вопросов здесь остается проблема национальной идентичности : "Кто ты, какого рода, племени?"

Насколько важна она в мире, где глобализация смешивает все в едином плавильном котле? Щит это или меч? Можно продолжать спорить. Но задумываясь о вызовах времени, о толерантности и общечеловеческих ценностях, стоит вспомнить слова обращения казахстанского Президента Нурсултана Назарбаева к гражданам своей многонациональной страны: "Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: "Кто же мы такие ? казахстанцы?" Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации. Уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать".

Но нет будущего у страны, где различные этнические и религиозные группы имеют разные права, где одним предоставляются возможности, а другим нет, сказал Назарбаев, подчеркнув, что "стратегическая задача ? единство. И мы должны разрушать любые барьеры, создающие трудности на пути к этому единству?"

Чем не универсальная формула для всего Центральноазиатского региона? Тем более ? для его кинематографа.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Посол Киргизии в Казахстане Кулубаев вручил Назарбаеву верительные грамоты
12.12.2018 15:08
Россия и Индия по инициативе Володина учредят ежегодную конференцию молодых законодателей
12.12.2018 11:07
Монголия станет одним из государств-организаторов Армейских Игр
10.12.2018 13:55
В Москве состоялись консультации между МИД Монголии и России
10.12.2018 12:03
Китай и Узбекистан укрепляют сотрудничество в сфере кинематографа в рамках инициативы "Пояса и пути"
07.12.2018 16:28
Президенты стран СНГ посетили балет "Щелкунчик"
07.12.2018 15:16
Пограничники России заставляют мигрантов из Таджикистана сбривать бороды
06.12.2018 17:40
ВЦИОМ: россияне считают Казахстан стабильнее и успешнее, чем Узбекистан
05.12.2018 17:17
Конференция «Новое поколение и телевидение будущего» состоялась в Москве
04.12.2018 15:41
В Душанбе пройдет конкурс красоты среди девушек на инвалидных колясках
03.12.2018 17:35

Комментарии(0)

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.