Владимир Кючарьянц, киновед Кино Центральной Азии: объединение сил ради борьбы за человеческую душу / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Поэт в Китае - вовсе не поэт
Участники:
00:09Астана
00:09Бишкек
23:39Дели
02:09Пекин
22:09Москва
23:09Исламабад
23:09Душанбе
23:09Ташкент
Наблюдатели:
22:39Тегеран
21:09Минск
02:09Улан-Батор
22:39Кабул
Партнеры по диалогу::
22:39Ереван
23:39Катманду
23:09Баку
21:09Анкара
01:09Пномпень
23:39Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

20.02.2019 17:42
Рабочая группа из Киргизии проведет переговоры в Ташкенте по Камбаратинской ГЭС
20.02.2019 17:06
В Таджикистане произошло землетрясение силой 4 балла
20.02.2019 16:50
Нацстатком: 80% швейной продукции экспортируется из Киргизии в Казахстан и Россию
20.02.2019 16:19
В Джакарте генеральные секретари ШОС и АСЕАН обсудили вопросы практического сотрудничества между организациями
20.02.2019 15:12
На границе Таджикистана и Узбекистана появится новый погранпост
20.02.2019 13:11
В Бишкеке прошла конференция "Социальная справедливость и достойный труд для всех"
20.02.2019 12:41
В Ташкенте пройдет заседание начальников генштабов стран Центральной и Южной Азии
20.02.2019 12:00
Портфель заказов Рособоронэкспорта в Индии достиг $10 млрд
20.02.2019 11:40
Пластические хирурги из Индии и России собрались в Нью-Дели на первый совместный форум
20.02.2019 10:37
Предприниматели России и Индии встретятся в Мумбаи
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
             
Кино Центральной Азии: объединение сил ради борьбы за человеческую душу
05.12.2008 17:49 Владимир Кючарьянц, киновед
Нельзя не вспомнить слова признанного мэтра узбекского кино, народного артиста СССР, кинорежиссера Шухрата Аббасова, обращенные к коллегам из стран ШОС: "Кино настолько сильное оружие, что мы еще не ощутили всю его силу и не используем ее. Но само время требует объединения наших усилий?"

"Кино сегодня ? больше чем кино" ? таким был девиз состоявшегося недавно в Ташкенте Центральноазиатского форума "Киновиза", в котором приняли участие кинематографисты Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России. Главная цель форума, прошедшего в рамках первого Фестиваля национального кино Узбекистана, ? культурный обмен между странами региона, имеющими много общих ценностей, традиций, религиозных, экологических и геополитических интересов.

Главную награду Фестиваля "За лучшую режиссуру" жюри присудило фильму Сабира Назармухамедова "Объяли мою душу светлые печали". В номинации "За лучший фильм" победила картина "Юрта", режиссера Аюба Шахобиддинова. Приз "За лучший сценарий" достался фильму "Дом под кривой луной" Зульфикара Мусакова. Лучшим оператором назван Абдувахид Ганиев за фильм "Сукунат". Лучшей исполнительницей женской роли признана Ильмира Рахимджанова (фильм "Забаржад"). Приз "За лучшую мужскую роль" вручен Джахонгиру Касымову, сыгравшему сержанта Зиёдова в картине "18-й квадрат". А специальный приз жюри "За виртуозное владение жанром" получил Бахром Якубов - за фильм "Супер-келинчак".

Но призы и награды ? парадная сторона фестиваля, ставшего долгожданным событием для национального кино Узбекистана. А вот сопутствовавший ему форум "Киновиза" и внеконкурсные показы наиболее резонансных российских, казахских, таджикских и киргизских лент (например, таких, как нашумевший "Подарок Сталину" Рустема Абдрашева, "Тюльпан" Сергея Дворцевого, "Пленный" Алексея Учителя, "Счастье" Алишера Хушвахтова, "Чтения Петрарки" Нурлана Абдыкадырова, "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова) стали, по сути, глубокой панорамой всего сегодняшнего кино Центральноазиатского региона, своего рода зеркалом, честно отразившим его социальные и нравственные проблемы.

Об этом много говорилось на ташкентском кинофоруме. И не только на нем, но и на форуме "Евразия", ранее состоявшемся в Астане. Мысль о роли и ответственности кинематографа в формировании общественного сознания пронизывает все дискуссии профессионалов. Она не нова. Но злободневность ей придает ситуация, которую четко осознают все.

Речь идет о том, что глобализация изменила мир. Он меняется слишком быстро, быстрее, чем человек способен осознать это. Организуется по-новому, обретает незнакомые черты. Меняются ценности и кумиры. Рушатся традиции. Обостряются противоречия. Но для всех неизменным остается вопрос: кто мы в нем, в этом тревожном, жестоком, но единственно прекрасном мире? Что разделяет и объединяет нас? Он одинаково остро стоит перед людьми всех национальностей и конфессий. А для стран с сильными исламскими традициями, где перемены, занесенные "глобальным ветром", воспринимаются не слишком охотно, он особенно актуален. Принять их наперекор вековому укладу или остаться верным закону предков? Такая нравственная дилемма сегодня встает перед многими. А главное ? перед молодым поколением, уже надкусившим "яблоко западных соблазнов". Проблема самоидентификации человека в современном обществе ? одна из центральных у кинематографистов азиатских стран.

Всем давно уже ясно: от тех идей и нравственных ценностей, которые несет кинематограф миллионам людей, во многом зависит, каким быть миру. Не только завтра, но уже сегодня, когда этнические конфликты, терроризм, ксенофобия и религиозный фанатизм, став неотъемлемой частью бытия, ежеминутно продолжают уносить чьи-то жизни, а равнодушие и холодный цинизм ? ломать судьбы, лишать надежды.

Может ли кино ? великая иллюзия ? изменить такую реальность?

В связи с этим нельзя не вспомнить слова признанного мэтра узбекского кино, народного артиста СССР, кинорежиссера Шухрата Аббасова, обращенные к коллегам из стран ШОС: "Кино настолько сильное оружие, что мы еще не ощутили всю его силу и не используем ее. Но само время требует объединения наших усилий?"

Речь, конечно, и об интеграции культур, и, в частности, о совместной борьбе за душу и мировоззрение человека. Сегодня мы проигрываем эту борьбу, сетует Аббасов. Отношение к настоящему искусству, к серьезному кино, оставляет желать лучшего. Люди смотрят картины, которые созданы для масс, для обывателя. Фильмы же высокого интеллектуального заряда, те, что завоевывают призы на международных фестивалях, спросом не пользуются.

Узбекистан ? страна, где зритель предпочитает смотреть свои, а не зарубежные фильмы. 99% проката занимает узбекское кино. Из 40-45 ежегодно выпускаемых фильмов лишь 10-12 сделаны на "Узбекфильме", остальные ? на частных студиях. Снимают кино всех жанров. Быстро и дешево. Зритель простаивает в очередях, чтобы смотреть не американское, не российское, а... "кино про себя". Скажем такое, как "Тельба". Романтическая, почти "индийская" история, но позволяющая почерпнуть многое об укладе нынешней жизни узбеков, об их быте и бытии. "Тельба" по-русски ? "идиот", но здесь ближе ? "юродивый". Герой ? странноватый бедняк, продающий на улице пирожки-самсу. Героиня ? его материализованная мечта ? дочь "новых узбеков". Все как в старинных легендах. В том числе и смерть влюбленных. Герой гибнет от руки ревнивца. Героиня в красном газовом шарфике шагает в пустоту с крыши высокой башни?

Есть, конечно, в сегодняшнем Узбекистане и другое кино. Реальные истории про реальных людей. Одна из лучших картин ? "Маленькие люди" Хатама Файзиева. Это режиссерский дебют 70-летнего оператора, некогда снявшего легендарный фильм "Ташкент ? город хлебный". "Маленькие люди" - три новеллы о жизни современных узбекских семей. Будничные события срастаются в историю судьбы страны. В одной из них старый учитель едет в город с пачкой писем и просьб односельчан к его ученику, ставшему крупным чиновником. А тот, только что принимавший с подчиненных дань в зеленых купюрах, приказывает охране покормить старика дармовым пловом. В финале по реке плывут листики-просьбы и звучат голоса односельчан про их обиды и беды.

Эта лента показательна для всего среднеазиатского кино. В отличие от российского, оно озабоченно тем, как и чем живут современники. Что их беспокоит. Какая страна их окружает. В казахских, таджикских, узбекских, киргизских фильмах лейтмотивами становятся темы взаимоотношений поколений, столкновение патриархальных традиций и устоев с новыми ценностями капиталистического мира. Скажем, тема денег в азиатском кино трансформируется в тему искушения. А тема старости, к которой на востоке особое отношение, ? в то, как это отношение меняется. Или проблемы вынужденной эмиграции. Оказалось чрезвычайно важным и интересным взглянуть на них не из столицы, а с той, другой стороны. Увидеть, какая безысходность толкает таджика или узбека бросить родной аул и бежать в "сверкающее никуда" ? в Москву, Питер, Новгород.

Как на кинофоруме в Ташкенте, так и в Астане на фестивале "Евразия", говоря о современном азиатском кинематографе, кинокритики не раз вспоминали о знаменитой казахской "новой волне", давшей мощный импульс всему кинематографу республики. В основном к ней относили работы выпускников экспериментальной мастерской Сергея Соловьева: Рашида Нугманова ("Йа-х-ха", "Игла"), Серика Апрымова ("Двое ехали на мотоцикле", "Конечная остановка"), Талгата Теменева ("Торо", "Волчонок среди людей", "Бегущая мишень" и "Казнь после смерти"), Александра Баранова и Бахыта Килибаева ("Женщина дня", "Трое"), Дарежана Омирбаева ("Кардиограмма", "Киллер"), Ардака Амиркулова ("Гибель Отрара", "Абай"). Это было молодое и современное национальное кино, создававшееся, как ни удивительно, поколением русифицированных режиссеров. Тех, чьи отцы и деды были насильно отлучены от национальной истории, культуры и религии, кого убеждали, что они будут жить в светлом коммунистическом завтра, где будет один народ ? советский. И кинематограф "новой волны" родился как акт протеста.

Это кино стало "кардиограммой" состояния казахской интеллигенции тех лет, которая после раздела СССР очутилась на перепутье и не может найти себя, обрести свой национально-духовный статус и полноценно вписаться в мировое культурное сообщество.

В одних фильмах герой асоциален, добровольно выпадает из окружающей действительности. Большой мир живет как бы сам по себе. Герой же пребывает в замкнутом круге собственных представлений и иллюзий о внешнем мире. Сам для себя устанавливает нравственные законы, бежит от реальности при помощи наркотика или всецело отдается любовной страсти? В других картинах социальная действительность грубо врывается в мир героев, внося дисгармонию, и диалог между "Я" и "Мы" оказывается трагичным.

Эти фильмы привозились на международные фестивали, завоевывали призы, а западная пресса взахлеб писала о феномене казахской "новой волны".

Сегодня говорят о возвращении "новой волны". Может быть, потому, что остросоциальное, философское авторское кино лидировало на фестивале "Евразия". И фильмы не просто "пользовались спросом". Зал, где показывали получившую гран-при картину культового режиссера казахской "новой волны" Ардака Амиркулова "Прощай, Гульсары!", снятую по повести Чингиза Айтматова, не вместил всех желающих.

Вернулась "волна" или нет, но ее влияние сегодня весьма ощутимо в лучших фильмах не только казахстанских режиссеров, но и их коллег из других стран региона. Ибо проблемы - одни те же. Неспособность молодых людей из глубинки вписаться в городскую реальность, тотальная агрессивность социума по отношению к индивиду, нудная, безрадостная жизнь, такая, какая она есть ? вот лейтмотивы фильмов, которые называют новейшей "новой волной".

Героям их некуда уехать: всюду хаос, коррупция, бесправие человека, власть "золотозубых" ? точная фраза из фильма "Киллер" Дарежана Омирбаева. И они уже не сторонние наблюдатели, а сами включены в этот процесс. И нет выбора ? беззаконие стало нормой социальных отношений. Герой не способен выйти из игры, бессилен перед реальностью? Одна из наиболее ярких работ, сверкнувшая на "Евразии", ? киргизская лента "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова. Несколько абсурдистская притча о том, как в автобусе собираются все представители современного общества: мулла и христианин, демократ и коммунист, проститутка и патриархальная мать. Яростные споры на житейские, политические и религиозные темы выявляют сущность каждого. Автобус вдруг зависает над пропастью. Дальнейшие распри смертельно опасны?

После отхлынувшей "волны", серьезных и ярких картин в странах региона делалось мало. В последние годы все изменилось. К кинематографистам пришло второе дыхание. Фестивали класса "А" избирают фильмы из Средней Азии. В оскаровской номинации - "Монгол" Сергея Бодрова, снятый на "Казахфильме". В Голливуде успешно работает Тимур Бекмамбетов. Картины Гуки Омаровой приглашаются не только на "Кинотавр", но и в Канны,

По мнению киноведов, многие из создателей "новой волны" сегодня переживают взлет. Например, Апрымов, Омирбаев, Каракулов в своих фильмах "Аксуат", "Киллер", "Последние каникулы". Между тем, к эйфории от успехов азиатского кино примешивается и досада. В дискуссии медиаклуба "За пределами идентичности", посвященной стереотипам в сегодняшнем национальном кинематографе, киргизский режиссер Артык Суюндуков вынужден был признать, что зарубежному зрителю интересны лишь те фильмы, где превалируют картинки традиционного быта. Так что, режиссеры предпочитают снимать фильмы о кражах невест, показывать юрты, чабанов, баранов, избегая современных реалий?

Споры вокруг этнического азиатского кино не утихают. И одним из острейших вопросов здесь остается проблема национальной идентичности : "Кто ты, какого рода, племени?"

Насколько важна она в мире, где глобализация смешивает все в едином плавильном котле? Щит это или меч? Можно продолжать спорить. Но задумываясь о вызовах времени, о толерантности и общечеловеческих ценностях, стоит вспомнить слова обращения казахстанского Президента Нурсултана Назарбаева к гражданам своей многонациональной страны: "Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: "Кто же мы такие ? казахстанцы?" Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации. Уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать".

Но нет будущего у страны, где различные этнические и религиозные группы имеют разные права, где одним предоставляются возможности, а другим нет, сказал Назарбаев, подчеркнув, что "стратегическая задача ? единство. И мы должны разрушать любые барьеры, создающие трудности на пути к этому единству?"

Чем не универсальная формула для всего Центральноазиатского региона? Тем более ? для его кинематографа.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

На границе Таджикистана и Узбекистана появится новый погранпост
20.02.2019 15:12
В Ташкенте пройдет заседание начальников генштабов стран Центральной и Южной Азии
20.02.2019 12:41
Предприниматели России и Индии встретятся в Мумбаи
20.02.2019 10:37
Монголо-казахстанский торговый оборот в 2018 году достиг $67,4 млн
19.02.2019 15:50
Главы МИД Азербайджана и Киргизии обсудили сотрудничество в рамках Тюркского совета
18.02.2019 16:38
Военные из Таджикистана прибыли в Сибирь для участия в АрМИ-2019
18.02.2019 14:44
Офицеры из Узбекистана проходят войсковую стажировку в Челябинске
18.02.2019 11:50
Форум регионов Белоруссии и Узбекистана состоится в июне
15.02.2019 17:03
Посол РФ в Индии: наши страны могут сотрудничать в изучении Марса и Венеры
15.02.2019 12:28
В Баку открывается выставка туркменских ковров и текстиля
14.02.2019 18:02

Комментарии(0)

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.