Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
17:42Астана
16:12Тегеран
17:42Бишкек
17:12Дели
19:42Пекин
15:42Москва
16:42Исламабад
16:42Душанбе
16:42Ташкент
Наблюдатели:
14:42Минск
19:42Улан-Батор
16:12Кабул
Партнеры по диалогу:
16:12Манама
16:12Ереван
16:12Катманду
16:42Баку
14:42Каир
15:42Доха
15:42Эр-Рияд
15:42Эль-Кувейт
15:42Мале
15:42Абу-Даби
15:42Нейпьидо
14:42Анкара
18:42Пномпень
18:42Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

19.04.2024 14:27
Ректор Института русского языка имени Пушкина снята с должности
19.04.2024 14:17
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали
19.04.2024 13:26
Лавров: РФ в случае новых переговоров не будет делать пауз в боевых действиях с Украиной
19.04.2024 13:22
МО РФ сообщило о крушении самолета Ту-22М3 в Ставропольском крае
19.04.2024 06:34
Губернатор Севастополя сообщил об уничтожении воздушной цели над Черным морем
19.04.2024 06:29
Система ПВО сбила 25 целей на подлете к Белгороду
19.04.2024 06:19
США заблокировали в СБ ООН принятие Палестины в качестве полноправного члена организации
19.04.2024 06:16
Что известно об ударе Израиля по Ирану
18.04.2024 21:07
В СБУ утверждают, что вместе с польскими коллегами предотвратили покушение на Зеленского
18.04.2024 18:27
Иран пригрозил ответным ударом по ядерным объектам Израиля
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Некоторые проблемы развития Шанхайской организации сотрудничества
02.08.2007 16:29
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), со времени ее образования в 2002 году, существует уже шесть лет. А с момента создания "Шанхайской пятерки" в 1996 году, общий срок существования этой организации - 11 лет. В 2004 году в рамках ШОС начала действовать региональная антитеррористическая структура.

Таким образом, можно сказать, что это еще очень молодая организация. Сравнительно небольшой возраст ШОС говорит о том, что она еще далеко не безупречна и не совершенна в своей деятельности и нормотворческих процессах. Но вместе с тем это дает толчок к непрерывному совершенствованию и развитию организации в рамках решения своих основных задач.

Шанхайской организации сотрудничества нужно найти свое должное место

Четкая конструктивная позиция ? одна из главных задач ШОС. В определении конструктивной позиции ШОС существуют две основные концепции. Первая ? политическая позиция ШОС ? определяет характер и природу этой организации. Вторая ? функциональная позиция ? определяет цели и род деятельности организации.

Политическая позиция ШОС в теории четко определена в своих границах. В Уставе ШОС, ее заявлениях и декларациях, в руководящей доктрине и правилах, определяющих цели и сферы деятельности ШОС, особенно подчеркнут факт ?ненаправленности? этой организации против других государств и организаций. В деятельности ШОС этот принцип является основополагающим. Вместе с тем, ШОС также отстаивает принцип собственной независимости.

Поскольку ШОС управляет механизмом разрешения основных вопросов и проблем сотрудничества, со временем неизбежно расширение этой организации, распространение ее механизма на иные области и сферы. В то же время, расширение ШОС происходит на фоне серьезной трансформации международных отношений, что означает динамическое развитие конструктивной позиции ШОС. Развитие ШОС, трансформирование международных и региональных отношений, изменение приоритетов стран-участников ? эти факторы могут привести ШОС к постепенной корректировке своей конструктивной позиции.

Четкая конструктивная позиция играет определяющую роль для развития ШОС. Утратив свое должное место, ШОС не сможет реализовать свои способности и потенциал, начнет терять доверие стран-участников, что повлияет на ее престиж и имидж. Четко определив свое место, ШОС повышает свои практические возможности, овладевает различными ресурсами, расширяет полномочия каждой из стран-членов организации, но вместе с тем повышает и их желание соответствовать целям и требованиям этой организации, подталкивает их, оказывая, таким образом ?медвежью услугу?. Результатом этого может стать излишняя торопливость ШОС, что приведет к нежелательным результатам и убыточному положению организации.

Таким образом, определение конструктивной позиции ШОС ? не просто организационный и технический вопрос, это также проблема, затрагивающая способность ШОС успешно развиваться в решении политических вопросов. Ученые из разных стран неординарно относятся к роли и месту ШОС и в частности, к антитеррористическому характеру этой организации. Каждый специалист исходит в первую очередь, из интересов своего государства и рассматривает развитие ШОС в этой перспективе, как механизм решения задач и проблем отдельных стран.

Роль и место ШОС каждый автор также может характеризовать по-своему. Российские и китайские авторы считают, что ШОС обладает дополнительными функциями в отношениях с крупными державами и решении геополитических задач. Более того, государства Центральной Азии питают большую надежду к ШОС в решении своих национальных проблем в вопросах безопасности и экономике.

Четкая конструктивная позиция ШОС ? сложный и комплексный вопрос. Ее основные принципы должны соответствовать не только сущности ШОС, но и целям и задачам всех стран-участников, исходя из способностей и возможностей ШОС, условий развития международной и региональной обстановки. Конструктивная позиция ШОС должна быть динамичной, отвечать развитию и изменениям правил и установок ее политического организма. Конструктивная позиция ШОС постепенно расширяется, поднимается все выше и выше в классе, поэтому особенно важно развивать этот аспект именно через ШОС, а не через установки отдельных личностей и лидеров.

Безопасность и экономическое сотрудничество "идут нога в ногу", но особенности их совершенно разные

Безопасность и экономическое сотрудничество ? две основные функции ШОС. Важнейшая проблема ШОС заключается в том, что ее современное развитие должно соответствовать в первую очередь аспектам безопасности и экономики. Эта проблема стала очевидной после событий 11 сентября 2001 г. и после падения режима ?Талибан?; обстановка в Центральной Азии с точки зрения безопасности стала более благоприятной. Существует, однако, два полностью противоположных мнения на этот счет.

Так, одни считают, что основным пунктом современного развития ШОС должна стать безопасность. По мнению председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ К.Косачева, международное сообщество разочаровано антитеррористической политикой США, и экономическое сотрудничество в качестве главного направления развития ШОС будет непродуктивно. Есть и другая точка зрения, согласно которой центральной идеей ШОС наоборот, должно стать экономическое сотрудничество.

Вне всякого сомнения, ШОС должна принимать во внимание все аспекты и безопасности и экономического сотрудничества, а также и другие аспекты. Уделение внимания аспектам безопасности и экономики теоретически не должно вызывать противоречий, на практике это также не вызывает конфликтов, а должная и рациональная политика ШОС должна стать самым важным элементом развития сотрудничества в этих областях.

Нужно также понимать, что в ближайшей перспективе экономическое сотрудничество станет основным фактором непрерывного развития ШОС, а также важной составляющей долгой привлекательности ШОС для остальных стран-участников и других государств Центральной Азии.

Экономическое сотрудничество в рамках ШОС ? не только экономическая, но и политическая проблема. Безопасность и экономическое сотрудничество одинаково важны, они дополняют друг друга и обоюдно развиваются. Тем не менее, безопасность и экономическое сотрудничество имеют разные особенности. Так, требования безопасности постепенно снижаются и в процессе разрешения этих проблем, необходимость сотрудничества в области безопасности также будет исчезать.

Реалии экономического сотрудничества несколько иные. Оно обладает расширенными способностями, все более и более развивается со временем, потребность в нем постепенно возрастает. Хотя безопасность уже долгое время является важным приоритетом развития государств Центральной Азии, шаг за шагом в регионе отмечается стабильность в сфере безопасности, возрастает потребность государств к экономическому сотрудничеству, и эта тенденция развивается во всем мире. Поэтому, в независимости от актуальности и долгосрочных перспектив в области безопасности, ШОС следует динамично повышать свое влияние в области экономического сотрудничества.

С точки зрения государств и региональных организаций, организации международного и регионального сотрудничества одновременно решать вопросы безопасности и экономическое сотрудничества довольно трудно. Обычно региональные организации на первое место ставят либо политику и экономику, либо безопасность.

Так, главная задача Европейского Союза ? экономические и политические проблемы, организации блока НАТО ? военная безопасность, АСЕАН ? экономика и политика. ШОС интегрирует в себе все эти функции, к тому же концепция развития ШОС предполагает решение этих проблем в комплексе. Однако особенности безопасности и экономического сотрудничества совершенно различны, особенно в повседневной деятельности, а если ШОС будет расширяться, эти различия станут еще более явными. Эти проблемы очень важны, поскольку взаимодействие в рамках ШОС по этим двум аспектам может отразиться на независимости стран-участников, ввиду различных путей, стратегий, тактик, каналов развития экономического, политического и военного сотрудничества.

Все это может развиваться вместе, но только не синхронно. Если ШОС будет действовать на внешних уровнях более тонко, это окажет содействие отношениям ШОС с различными нациями и организациями. Это также стимулирует дальнейшее расширение ШОС. Другие пути развития могут также быть эффективны для регулирования деятельности ШОС, но могут оказать и неопределенное влияние, и даже вызвать негативную критику в адрес организации.

Адекватное расширение ШОС

Расширение ? одна из основных проблем, стоящих перед ШОС. На сегодняшний день эта проблема приобретает решающее значение, так как ШОС, во-первых, провозгласила себя организацией, открытой по отношению к другим государствам. Во-вторых, до определенного этапа своего развития ШОС может реализовывать потенциал своего расширения. В дальнейшем, если другие государства соответствуют ее установкам, ШОС не будет долго ограничивать их желание вступить в организацию. Можно сделать вывод, что в случае успешного развития ШОС, многие государства в будущем выразят желание разделить интересы этой организации.

Таким образом, расширение ШОС приобретает определяющее значение, а прием новых государств не только изменит количество стран-участников, но также изменит ряд аспектов деятельности ШОС. Можно сказать, расширение ШОС еще более укрепит и консолидирует организацию, выведет ее на новый уровень. Но это расширение может также повести ее по пути ослабления и стагнации. Поэтому, расширение ШОС ? не технический, а политический вопрос, и необходимо продемонстрировать все возможности расширения.

Дальнейшее расширение ШОС может несколько усилить и аспекты политической географии, с этой точки зрения важно расширение ШОС по направлению периферийных государств Центральной Азии. Здесь расположены такие государства, как Монголия, Туркменистан, Иран, Афганистан, государства Кавказа, Пакистан, Индия и др. Теоретически эти государства ? потенциальные участники расширяющейся ШОС. Однако, по ряду внутренних и внешних причин, возможности присоединения этих государств очень неоднородны.

Туркменистан, государство, расположенное в Центральной Азии, единственное в этом регионе, не присоединившееся к ШОС. Во всех отношениях это самое близкое политике ШОС государство, обладающее наиболее толерантным характером. Однако Туркменистан проводит политику нейтралитета, не участвует в региональных организациях, что противоречит установкам ШОС. Кроме того. Туркменистан не выражает желания вступить в ШОС. Если в будущем Туркменистан сменит свою политику по отношению к ШОС, у него есть все возможности вступить в организацию, и ШОС не создаст для этого проблем.

Монголия? сравнительно небольшой кандидат на вступление, однако в ШОС нет особых разногласий относительно этого государства. В 2004 году Монголия стала первой страной-наблюдателем в ШОС, и это не случайно. С другой стороны, в Монголии нет факторов терроризма, сепаратизма, экстремизма, и эта страна не может оказать существенного влияния на антитеррористическую деятельность ШОС. С геополитическоц тоски зрения Монголия считается государством Северо-восточной Азии и приоритетность ее политики ориентирована на международные процессы в этом регионе.

По отношению к ШОС, Монголия обладает уникальным геополитическим значением. На северном и южном направлениях она граничит с Россией и Китаем. На западном и восточном направлениям ? со странами Северо-Восточной и Центральной Азии. Таким образом, она может примыкать ко всем из вышеперечисленных направлений. Если же Монголия присоединится к ШОС, это будет способствовать установлению связей со всем регионом и создаст удачные предпосылки для взаимодействия стран-участников ШОС в Северо-восточной Азии. Таким образом, Монголия обладает жизненно важным стратегическим потенциалом в отношениях с ШОС и является наиболее важным фактором в дальнейшем развитии ШОС.

Индия и Пакистан проявляют интерес к ШОС. Эти два государства являются важными элементами международной и региональной антитеррористической структуры. На территории обоих государств действуют террористические организации, кроме того, в силу географической близости Южной и Центральной Азии террористические организации здесь имеют тесные взаимосвязи, иногда составляя единое целое. Поэтому Индия и Пакистан в вопросах борьбы с терроризмом легко найдут общий язык с ШОС.

С точки зрения экономического сотрудничества Южная Азия имеет выход в Индийский океан, а Китай, Россия и страны Центральной Азии заинтересованы в экспорте своих товаров через Индийский океан. Индия и Россия уже создали коридор "Юг ? Север", связывающий Россию с Индийским океаном, а страны Средней Азии рассматривают Индию и Пакистан как один из способов выхода к морю. Поэтому и в сфере экономического сотрудничества Индия и Пакистан могут достаточно легко интегрироваться в ШОС.

Эти две страны имеют определенный вес на мировой арене, поэтому их возможное вступление в ШОС позволит расширить рамки организации в сферах политики, экономики, безопасности, приграничного сотрудничества, демографии, культуры и других.

Но в случае вступления Индии и Пакистана в ШОС могут возникнуть следующие проблемы:

1. Если Индия одна вступит в ШОС, это отрицательно скажется на стабильности в Южной Азии. Если вступит один Пакистан, это приведет к усложнению внутренних связей между странами ? участницами ШОС. Если же они вступят одновременно, то без существенного улучшения их двусторонних отношений ШОС сама станет жертвой индийско ? пакистанских противоречий и взаимных нападок.

2. И Южная, и Центральная Азия являются частью обширного региона с острыми противоречиями и сложными проблемами. Вступление Индии и Пакистана в ШОС может привести к тому, что центр геополитического влияния ШОС сместится, направления деятельности чрезмерно расширятся, а ограниченные материальные ресурсы организации не смогут быть правильно употреблены.

3. Индия и Пакистан являются крупными государствами, их связи со странами ? членами ШОС довольно сложные, поэтому их вступление может привести к нарушению структуры функционирования организации.

4. Поскольку обе этих страны обладают ядерным оружием, их принятие в ШОС может завести в тупик предпринимаемые в рамках ШОС меры по контролю над ядерным оружием.

5. Специфика положения Индии и Пакистана на международной арене в настоящее время такова, что невозможно предсказать, смогут ли эти страны вписаться в рамки ШОС.

Иран исторически имеет тесные связи с регионом Центральной Азии, он поддерживает постоянные связи со странами ? членами ШОС. К тому же, позиции ШОС и Ирана по проблеме афганских талибов также совпадают. Но Иран располагается далеко на западе региона, и между ним и странами ШОС существует определенная геополитическая дистанция.

Иран проводит независимую внешнюю и внутреннюю политику, что достаточно сложно увязывается с политической линией ШОС. Между Ираном и США отношения очень напряженные, США занесли Иран в "черный список", и трудно предсказать, чем закончится это противостояние. Поэтому возможное вступление Ирана в ШОС может привести к возникновению целого ряда проблем.

В настоящее время происходит геополитическое сближение между странами Кавказа и Центральной Азии, иногда эти регионы даже рассматриваются как единое геополитическое пространство. Однако уровень развития Кавказа и Центральной Азии сильно отличается. Страны Центральной Азии считают себя полноценными азиатскими государствами, а вот Кавказ, находясь географически в Азии, в плане политики, экономики и культуры считает себя частью Европы.

Поэтому присоединение к ШОС для них означало бы движение в сторону Азии, в чем кавказские государства вряд ли заинтересованы. Исключением является мусульманское тюркоязычное государство Азербайджан, которое имеет возможность установления определенного уровня отношений с ШОС.

И,наконец, Афганистан, страна, которая имеет самое непосредственное отношение к безопасности Центральной Азии. Даже если движение "Талибан" будет полностью ликвидировано, все равно наибольшая угроза безопасности государств Центральной Азии будет исходить от Афганистана. Именно поэтому афганская проблема является объектом особого внимания для ШОС. В 2004 году временный президент Афганистана Х. Карзай участвовал в работе саммита ШОС, в ходе которого было заявлено об особом внимании ШОС к ситуации в Афганистане.

Тем не менее, в настоящее время существует много препятствий для вступления Афганистана в ШОС. Первая проблема ? это протекционистская линия США в отношении Афганистана, что может впрямую повлиять на принятие решения по членству в ШОС. Во-вторых, принятие Афганистана в члены ШОС будет означать, что организация берет на себя ответственность за достижение безопасности и восстановление экономики в Афганистане, при этом неизвестно, хватит ли у ШОС ресурсов для достижения этих целей. Тем не менее, в будущем при благоприятном развитии обстановки Афганистан вполне может выйти на уровень соответствия критериям членства в ШОС.

ШОС обязана уделять внимание стабильности в Центральной Азии

В области безопасности главной задачей для ШОС является борьба с терроризмом и обеспечение безопасности границ, при этом вмешательство во внутренние дела стран региона недопустимо. Однако здесь может возникнуть следующая серьезная проблема. Как следует реагировать ШОС, если угроза стабильности ситуации в регионе возникает не в результате террористических атак, а как следствие конфликта между странами или внутриполитическая ситуация в одной из стран выходит из-под контроля?

Здесь возникает дилемма. Если ШОС не вмешивается, стабильность ситуации в регионе будет подорвана, что может негативно сказаться на самой ШОС. Если же будет принято решение о вмешательстве, то это, во-первых, идет вразрез с декларируемыми ШОС принципами, во-вторых, политические последствия такого вмешательства будут лежать на самой ШОС. Выбор, что очевидно, весьма сложный, но вполне возможно, что ШОС придется его делать.

Поэтому ШОС следует расширить содержание своей концепции безопасности. Ведь практически все, имеющее отношение к безопасности и стабильности Центральной Азии, касается ШОС и должно находиться в ее ведении. ШОС следует постепенно расширять сферу сотрудничества в области безопасности, одновременно продолжая борьбу с терроризмом и укрепляя безопасность границ. Это означает, что сотрудничество в области безопасности в рамках ШОС должно развиваться в направлении принятия на себя определенной ответственности за безопасность и стабильность в Центральной Азии.

Если эта задача окажется ШОС не по силам, встанет вопрос о компетентности этой региональной организации. Разумеется, необходимо выработать четкие принципы действий. Выработка единой позиции в рамках ШОС должна идти только путем переговоров. Если проблемы возникают между государствами, ШОС должна выступать в качестве посредника. Если возникшая проблема носит внутренний характер конкретного государства, но при этом серьезно сказывается на стабильности и безопасности всего региона, либо если к возникновению проблемы причастны внешние силы, либо если масштабы проблемы уже достигли уровня, при котором международное право допускает внешнее вмешательство ? в таком случае ШОС может приступить к обсуждению вопроса о своем вмешательства. Оно может быть в форме операций по предупреждению вооруженного конфликта, примирению сторон, предоставлению экономической помощи, при этом не нарушая принципа государственного суверенитета.

ШОС должна совершить реальный прорыв в международных отношениях

Диалог и сотрудничество между ШОС и другими государствами и международными организациями уже поставлено на регулярную основу. В 2004 году на саммите в Ташкенте был принят "Устав наблюдателей при ШОС", что является реальным шагом вперед. Наибольшее внимание следует уделить развитию отношений ШОС с США и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эти отношения, с одной стороны, затрагивают такого неоднозначного партнера, как США, с другой стороны, речь идет о достаточно деликатной проблеме, т.к. только Китай и Узбекистан не являются членами ОДКБ, а возглавляет эту организацию Россия, в свою очередь являющаяся одним из главных участников ШОС. Повторюсь, это наиболее важный и наиболее сложный для ШОС диалог.

Двойственность членства в ШОС и ОДКБ для ряда государств создает деликатную проблему разрешения возможных конфликтных ситуаций между этими организациями. ШОС и ОДКБ должны руководствоваться принципами укрепления партнерства и сотрудничества, все остальное было бы нелогичным и только ослабляло бы позиции каждой организации.

Между ШОС и ОДКБ уже установлены хорошие контакты на уровне технического сотрудничества. В конце января 2005 г. Антитеррористический центр СНГ совместно с Антитеррористической структурой ШОС утвердили список террористических организаций. Но еще более важно достичь стратегического сотрудничества и понимания на политическом уровне, выработать надежный механизм долгосрочного взаимодействия и партнерства.

Одна из важнейших форм сотрудничества ШОС и ОДКБ является совместное противодействие международному терроризму. Собственно, обе этих организации были созданы для борьбы с терроризмом. Преимуществом ШОС является разносторонность механизмов сотрудничества, недостатком ? отсутствие общих вооруженных сил и контингентов войск быстрого реагирования. Российские ученые полагают, что в скором времени в рамках ШОС будут сформированы силы быстрого реагирования, которые смогут полностью обеспечить безопасность в Центральной Азии. Однако в ближайшем будущем это предложение едва ли будет реализовано.

Основной функцией антитеррористической структуры ШОС является сбор и анализ информации по Центральной Азии. Она не имеет вооруженных формирований и не может решать военные задачи. С этих позиций ОДКБ имеет несомненные преимущества: она имеет и коллективные вооруженные силы, и подразделения быстрого реагирования. А как показали события 11 сентября 2001 года, отсутствие материальных и особенно военных средств затрудняет реагирование на крупномасштабные террористические акты. Терроризм и теракты не связаны никакими государственными границами, это в полной мере относится и к Центральной Азии.

Но антитеррористическая деятельность осуществляется в пределах национальной юрисдикции. Когда в Центральной Азии происходили атаки террористов, государства боролись с ними, главным образом, в индивидуальном порядке. Налицо противоречие: терроризм не скован никакими границами, а борьба с ним серьезно ограничена существующими границами государств, что снижает ее эффективность. Да, ОДКБ недавно создала коллективные вооруженные силы, но поскольку Китай и Узбекистан не являются ее членами, силовое противостояние террористам в масштабах региона затруднено.

Сотрудничество между ШОС и ОДКБ может дать хороший взаимодополняющий эффект. Это не означает создания коллективных вооруженных сил ОДКБ и ШОС, хотя в будущем и это может стать реальностью. На сегодняшний день наиболее доступным способом в этой области является создание системы совместного военного сотрудничества, в рамках которой каждое государство предоставляет определенные средства и материальное обеспечение для организации и координации совместного силового реагирования при крупномасштабных терактах. Таким образом, ШОС и ОДКБ могут стать реальными партнерами в практических делах.

Дипломатические отношения между ШОС и США являются самыми сложными и нестабильными. В ШОС не выработана единая позиция относительно необходимости установления полноценных дипломатических отношений с США. Это может свидетельствовать как о том, что такие отношения еще не стали по настоящему актуальными для ШОС, так и об отсутствии единого мнения между участниками. Присутствие США в Центральной Азии является важным фактором, влияющим на развитие ситуации, и этот фактор ШОС не может игнорировать.

По мере развития ШОС и укрепления ее позиций в регионе США будут придавать большее значение роли ШОС и постепенно изменят свою позицию по отношению к данной организации. ШОС, в свою очередь, не в состоянии долго игнорировать факт присутствия США в Центральной Азии, поэтому ее членам необходимо выработать четкую позицию по этому вопросу.

Чжао Хуашен, Директор центра исследований Шанхайской организации сотрудничества, Центр изучения России и Центральной Азии, Фуданьский университет
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Прием в Секретариате ШОС
17.04.2024 06:24
В Астане состоялась 19-я встреча секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС
04.04.2024 20:45
Интервью Генерального секретаря ШОС Чжан Мина журналу "Разведчик"
01.04.2024 06:16
Открытие 41-го заседания Совета РАТС ШОС
31.03.2024 07:44
Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин принял участие в Боаоском азиатском форуме
29.03.2024 20:40
Международный медицинский конгресс стран Шанхайской организации сотрудничества
29.03.2024 07:27
Приспущены флаги государств-членов ШОС
24.03.2024 16:30
Встреча Генерального секретаря ШОС с Министром иностранных дел России
19.03.2024 21:16
Миссия наблюдателей от ШОС за выборами Президента Российской Федерации
16.03.2024 19:49
Конференция "Межкультурный диалог государств-членов Шанхайской организации сотрудничества"
11.03.2024 06:25
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.