Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
11:41Астана
10:11Тегеран
11:41Бишкек
11:11Дели
13:41Пекин
09:41Москва
10:41Исламабад
10:41Душанбе
10:41Ташкент
Наблюдатели:
08:41Минск
13:41Улан-Батор
10:11Кабул
Партнеры по диалогу:
10:11Манама
10:11Ереван
10:11Катманду
10:41Баку
08:41Каир
09:41Доха
09:41Эр-Рияд
09:41Эль-Кувейт
09:41Мале
09:41Абу-Даби
09:41Нейпьидо
08:41Анкара
12:41Пномпень
12:41Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

18.05.2024 06:58
США провели "субкритический эксперимент" на ядерном полигоне
18.05.2024 06:49
Несколько воздушных целей сбито на подлете к Белгороду
18.05.2024 06:44
Джейк Салливан посетит на выходных Саудовскую Аравию и Израиль
18.05.2024 06:41
КНДР осуществила испытательный пуск баллистической ракеты с новой навигационной системой
18.05.2024 06:35
WSJ: Украина попросила США снять ограничения на использование оружия против целей в России
18.05.2024 06:32
Источник сообщил, что Алжир и Словения запросили заседание СБ ООН по Рафаху
17.05.2024 19:19
Росстат отчитался о росте ВВП в первом квартале на 5,4%
17.05.2024 15:49
О чем Путин сказал СМИ в Харбине
17.05.2024 15:43
Венгрия наложила вето на резолюцию Совета Европы по Украине
17.05.2024 09:20
Путин раскрыл детали переговоров с Си Цзиньпином
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
             
Первое путешествие русского вдохновения на Восток
29.10.2010 11:56 Анатолий Королев, писатель, член Русского Пен-клуба

«Руслан и Людмила» - первая поэма Пушкина, которая, по сути, открыла в 1820 году его имя русской публике и сделала молодого поэта знаменитостью. Долгое время, до публикации романа в стихах «Евгений Онегин», Пушкина называли не иначе как «певцом Руслана и Людмилы». Больше такого единодушного и широкого читательского успеха Пушкин уже не имел до конца своей огненной судьбы.

В этом году пушкинскому шедевру исполнилось 190 лет.

Поэма лицеиста-дебютанта даже по меркам нашего времени имела оглушительный успех. Издатель Николай Гнедич не успевал доставить из типографии в магазины новую порцию книги - так быстро петербуржцы ее раскупали. Мало того, когда весь тираж был распродан, спекулянты задрали цену, продавая книжку по 25 рублей. Поклонники, которым это было не по карману, стали переписывать "Руслана и Людмилу" от руки - несколько тысяч строф!

Забегая вперед, скажем, что больше такого единодушного и широкого читательского успеха Пушкин уже не имел до конца своей огненной судьбы.

Между тем перед нами ученический опыт юного гения, поэт начал урывками сочинять поэму еще в Лицее, 17 лет, а кончил через три года в 1920 году, двадцатилетним чиновником Министерства иностранных дел. Кончил вчерне, после чего дописывал и шлифовал отдельные части поэмы уже на Юге России, в начале своей ссылки в Кишинев, после того как разгневал императора Александра I одой к «Вольности», в которой самодержец увидел призыв к цареубийству.

За два минувших столетия слава первой поэмы Пушкина только упрочилась, и сегодня размышляя над этим феноменом, встаешь перед загадкой. История Руслана и Людмилы далека от совершенства, в ней много школярской наивности, встречается лишнее, порой, налицо - явные несуразности, поэт учится на ходу, и все же поэма исполнена такой чарующей прелести, пронизана такими волшебными ручьями красоты, так воздушна, так пленительна, что не влюбиться в пушкинский стих невозможно.

Главное – Пушкин освободил наш язык от оков церковного слога. До него поэзией считалась вычурность. И вдруг - брызнуло солнце, грянула весна, лед сменил ледоход, и косный язык преобразился, стал пушкинской речью...

"Руслан и Людмила" - первое путешествие русского вдохновения на Восток.

В ту пору Пушкин боготворил Байрона и, выбирая сюжет для эпического стиха, оглядывался на восточные поэмы англичанина. Но гений не может быть слугой другого гения, и Пушкин расчетливо развернул свой сюжет в сторону русского эпоса, нашей национальной сказочности.

Он грезил создать героический эпос в романтическом духе, нечто в духе «Песни о Роланде» и тем самым заполнить лакуну в истории нашей словесности.

Что ж, мечта удалась!

Вспомним сюжет «Руслана…» киевский князь Владимир отдает свою любимую дочь Людмилу в жены богатырю Руслану, но брачная ночь становится ночью кошмара – таинственный дух похищает супругу из объятий героя и разгневанный отец обещает Людмилу в жены новому жениху, если тот сможет отыскать похитителя.… Три соперника, витязи – Рогдай, Фарлаф, Ратмир и несчастный Руслан пускаются в путь… по началу кажется, что перед нами вариант типичного европейского рыцарского романа, но Пушкин не желает быть эпигоном чужой героики, на пути Руслана караулят истинно русские ловушки отчасти заимствованные из народных сказок (само имя Руслана взято из лубочных сказок о Еруслане Лазаревиче), например, богатырская голова, меч кладенец, шапка невидимка; отчасти зачерпнутые из истории Карамзина, где описан быт киевского князя Владимира Солнышко, война с печенегами; отчасти позаимствованные из восточной Шехерезады, злой карла волшебник с бородой колдуна, вражда двух братьев, наконец, придуманные самим Пушкиным в азарте пиитической вольности.

Но есть в поэме Пушкина одна любопытная тайна. О ней давно пора рассказать.

Дело в том, что гениальный пролог к поэме тот, который мы все сладко помним с самого детства!

У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит… и т.д.

Так вот этот пролог был написан Пушкиным лишь через три года после первого издания поэмы, в результате странствий поэта по югу России, сначала степью, после берегом, а затем морем вдоль Крыма к вершинам Кавказа.

Этот пролог из поэмы отныне вошел в плоть нашей истории.

Размышляя над эффектом пролога, роль Пушкина-первопроходца, можно смело сравнить с подвигом Моисея, который вывел еврейский народ из Египта к Синаю.

До Пушкина русский народ был лесным народом, наше коллективное бессознательное, если воспользоваться терминологией Юнга, ничего не знало о море. Море было где-то там, за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Мы жили в сердце огромного дикого леса, а нашим конем была лодка. И хотя эпоха Петра под пушечный дым сражений вывела Россию к Балтике, холодное северное море русский народ подсознательно невзлюбил. Иное дело - теплое Черное море, к которому Россия пробилась после бесконечной изнурительной войны с Турцией.

Почему для нас был так важен этот кусок берега?

Да потому, что только здесь российская цивилизация, наконец, прикасалась с Элладой, с Балканами, с прародиной своей веры, освобождалась от звериной дикости лешего леса. Именно на этом морском берегу, Россия становилась частью удивительной Средиземноморской культуры, с ее культом гармонии и пропорций.

Какой взрыв культуры у нас связан с южными рубежами империи! В южной ссылке окреп гений Пушкина, на юге сформировался гений Лермонтова, на Кавказе молодой вольноопределяющийся граф Толстой, в станице Старогладковской, создал своего первенца, повесть «Детство», наконец, в Таганроге у моря родился Чехов. А еще Катаев, Олеша, Багрицкий, Ильф и Петров… одесская плеяда талантов, одарившая русскую культуру в советскую эпоху.

Сам Пушкин с восторгом писал брату в сентябре 1820 года:

«Прежде я никогда не наслаждался жизнью… счастливое, полуденное небо, прелестный край, природа, удовлетворяющая воображению – горы, сады, море».

Короче, путешествуя впервые по югу, огибая под парусами Крым, любуясь Кавказом, Пушкин интуитивно почувствовал необходимость обжить этот дикий восточный простор приливом русского духа и грозно поставил на морском берегу, на лукоморье, могучий дуб, символ бескрайнего леса, и вместе с ним вывел к берегу незримую армию леса, с русалками, лешими, волками, с Бабой Ягой… В пушкинской поэме русский лес, приливом тьмы, вышел на солнце, к долгожданному берегу теплого моря.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя,

Там в облаках перед народом

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой,

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет.

Одновременно с эти выходом к лукоморью, Пушкин ставит долгожданный предел дикому лесу, чертит край экспансии, притормаживает набегом прилива бесформенное расползание дикости и обозначает алмазом рубеж, который мгновенно кристаллизуется в форму. Пушкинский дуб на берегу моря укротил дух леса, успокоил подсознание страны, озарил границу светом Эллады.

Эта кристаллизация тьмы, обведенной солнечным контуром, коснулась и самого Пушкина.

До него в Петербурге не было профессиональных писателей, тех, что живут на доходы от литературной работы. Получив внушительную сумму от публикации «Руслана и Людмилы», издатель Гнедич переслал поэту в качестве презента сущие гроши. Но осуждать его было бы глупо. По тогдашним нормам, его занятие считалось «низким», и никому из дворян не приходило в голову претендовать на низкие деньги. Они жили другими доходами.

Пушкин решительно сломал прежнюю практику. Чувствуя себя литератором нового типа, он не желал быть любителем. Пушкин заявил, что труд поэта не может быть унижен высокими гонорарами и за вторую поэму «Кавказский пленник» запросил у издателя исключительный гонорар, однако Гнедич упрямился и из полученных 5000 тысяч передал поэту всего 500 рублей. Пушкин встал на дыбы и победил. За свою третью поэму «Бахчисарайский фонтан» он получил исключительный гонорар. И отныне до конца жизни оставался самым высокооплачиваемым писателем в государстве. И никто его не осудил. Наоборот, русские журналы единодушно отметили гонорарную победу Пушкина, как начало цивилизованного «европейского» отношения к поэзии.

Это всего лишь один пример кристаллизации России, которая, наконец, обрела естественную границу вдоль линии моря.

И еще одна важная деталь.

Выход к Средиземноморью обозначил для нас долгожданную смычку с Востоком.

Недаром к своей новой поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкин ставит эпиграфом строчки из персидского поэта Саади, из его великой поэмы «Бустан»…

«Многие, так же как и я,

Посещали сей фонтан; но

Иных уж нет, другие

Странствуют далече».

С этой символической точки утоления жажды водой из фонтана мы можем начинать отсчет культурного слияния двух материков духа: России и Востока.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Захарова считает, что "Евровидение" в 2024 году переплюнуло "любой шабаш"
12.05.2024 06:30
Международная конференция "Золотая орда и ее наследие"
29.04.2024 12:16
Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
02.03.2024 23:46
Россия – мигранты: лед тронулся?
29.01.2024 16:11
Конкурс "Интервидение" планируют провести в РФ в 2024 году
18.12.2023 12:08
Конференция 2023 по обмену опытом мэров городов морского Шелкового пути
27.11.2023 14:15
Непал – «жилище у подножья горы»
12.07.2023 12:59
Крымские татары обратились к Эрдогану
08.07.2023 18:55
В Минске открылась выставка живописи известного китайского художника Хань Юйчэня
08.04.2023 20:29
Кинофестиваль стран ШОС завершился в Мумбаи
01.02.2023 07:42
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.