Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
01:53Астана
00:23Тегеран
01:53Бишкек
01:23Дели
03:53Пекин
23:53Москва
00:53Исламабад
00:53Душанбе
00:53Ташкент
Наблюдатели:
22:53Минск
03:53Улан-Батор
00:23Кабул
Партнеры по диалогу:
00:23Манама
00:23Ереван
00:23Катманду
00:53Баку
22:53Каир
23:53Доха
23:53Эр-Рияд
23:53Эль-Кувейт
23:53Мале
23:53Абу-Даби
23:53Нейпьидо
22:53Анкара
02:53Пномпень
02:53Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

06.05.2024 19:28
МИД предупредил посла Британии об ответе на возможные удары по России
06.05.2024 19:25
Число погибших при атаке дронов в Белгородской области выросло до семи человек
06.05.2024 10:55
Си Цзиньпин заявил, что прибыл во Францию с тремя известиями
06.05.2024 10:45
Международный Иссык-Кульский марафон ШОС
06.05.2024 10:40
ВС РФ на учениях отработают вопросы применения нестратегического ядерного оружия
06.05.2024 07:02
Подполье сообщило об ударах по энергосистеме и складу в районе НИИ в Сумах
06.05.2024 06:28
Лидер демократов в Палате представителей не исключает отправку войск на Украину
06.05.2024 06:25
Консерваторы потеряли около половины мест на местных выборах в Англии
06.05.2024 06:20
МВД РФ объявило в розыск бывшего министра внутренних дел Украины
06.05.2024 06:15
СМИ: в Берлине третьи сутки тушат пожар на оборонном заводе Diehl
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
             
"Синий платочек" Клавдии Шульженко
13.11.2010 12:32 Лилия Ковалёва

В ноябре 1942 года знаменитую песню Великой Отечественной войны "Синий платочек" пела вся страна, на фронте и в тылу. Этому способствовал вышедший на экраны фильм Михаила Слуцкого "Концерт фронту". В его съемках участвовали многие артисты, среди которых была и Клавдия Шульженко. Именно ее исполнение «Синего платочка» оказалось "коронным". Песня невероятно воздействовала на дух бойцов. Ну а сама певица стала почти богиней...

«Синий платочек» певица сохраняла в репертуаре до конца жизни, это был ее сценический талисман. Впервые песня была исполнена на живом концерте, для бойцов Волховского фронта, куда Шульженко приехала в составе концертной бригады, в апреле 1942 года. Успех песни вспыхнул мгновенно и с фантастической силой - ее распевали не только в наших окопах, но и в немецких. Это был символ верности любимых, щемящей тоски по дому.

Популярности "Синему платочку" и ее исполнительнице добавил фильм Михаила Слуцкого "Концерт фронту", вышедший на экраны страны в ноябре 1942 года. В съемках участвовали многие артисты, среди них и Клавдия Шульженко с "коронным" исполнением «Синего платочка». Песня оказывала невероятное воздействие на дух бойцов, ее назвали "новым советским психологическим оружием". Ну а сама певица стала почти богиней.

...Эта певица оставила нам тайну, которая распознается до сих пор. «Гранд дама» отечественной эстрады, она была не только блестящим мастером жанровой песни, обожаемой народом певицей, но и одним из символов нации. В этом смысле ее можно сравнить с великой француженкой Эдит Пиаф и знаменитой немкой Марлен Дитрих.

Музыкальные историки и до сих пор не понимают, как было возможно, не имея голоса в его каноническом понимании, «сводить с ума» своими песнями. «Явление Клавдии Шульженко» остается любопытным также для социологов и психологов в качестве феномена порождения общественной потребности. Сама же личность певицы интересна как яркая харизматическая фигура, сумевшая добиться абсолютного признания масс.

Семья Клавдии Шульженко жила в одном из провинциальных городов Российской империи - Харькове. Ее отец был бухгалтером, хотя природная музыкальная одаренность вполне позволяла ему сделать и карьеру и в искусстве. В доме всегда слышались звуки фортепьяно, звучали песни. С пеленок дыша воздухом искусства, Клава мечтала стать артисткой.

В 17 лет, после окончания гимназии и завершения фортепьянного класса, Клавдия Шульженко дебютировала в Харьковском театре драмы, где приходилось играть и петь. Ее учителем был талантливый режиссер Николай Синельников, а позже - будущий прославленный композитор Исаак Дунаевский. Эти тонкие знатоки искусства наставляли: «Запомни, Клава, песню надо не только петь, но и играть, как спектакль».

Вскоре Шульженко оставила драматическую сцену ради карьеры эстрадной певицы. Эстрады как таковой в те времена (шли 20-е годы прошлого века) не существовало, она только зарождалась из «кафе-шантанного» и ресторанного пения. Артисты этого жанра работали в условиях суровой борьбы за существование, поскольку революционная власть не принимала «чисто развлекательного» искусства, обличая его как атрибут буржуазного наследия.

Новоявленное пролетарское искусство призывало воспевать энергичного рабочего-энтузиаста, переустраивающего мир, уверенно глядящего в будущее. Клавдия Шульженко решила найти для своей сольной программы новый, созвучный эпохе репертуар. Простое миловидное лицо, крепкая, энергичная фигура, белокурые волосы, оптимистическое мироощущение – все в молодой певице соответствовало духу времени.

Первой песней «пролетарского репертуара» Шульженко стали «Кирпичики» - жанровая любовная сценка из жизни рабочих кирпичного завода. Героями простенького мажорного вальса были люди труда с «пламенным сердцем», с решительностью сделать мир лучшим. Далее появилась песня о горняках - «Шахта №3». Казалось бы, не очень удачные, тяжеловатые для эстрады музыкальные темы. Но молодая певица нашла для них такую исполнительскую палитру, которая обеспечила им успех.

Так день ото дня, безошибочно, Клавдия Шульженко создавала свой уникальный творческий образ. Зная, что голосовые данные у нее невелики, певица старалась брать актерским обаянием, интонационными оттенками, тонко разыгрывая драматургию песни, превращая ее в «авторское» произведение. Ее настоящим «козырем» стала полуразговорная, полувокальная манера исполнения, производившая огромное впечатление благодаря чувственным переливам красивого грудного тембра, безупречному художественному вкусу, лирической задушевности.

В 1929-м году Клавдия Шульженко стала солисткой ленинградской эстрады и начала выступать в мюзик-холле – так назывались первые эстрадные театры. Она легко и уверенно создавала живой, обаятельный образ своей современницы. Раз и навсегда певица определила свой главный репертуар: интимная лирика, песни, обращенные к миру чувств. Именно в этом виде ее творческий дар с успехом и реализовал себя.

В 1939-м году Клавдия Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Тогда же были записаны и первые пластинки. Успех придал сил. Вместе с мужем, Владимиром Коралли, Шульженко создала театрализованный джаз-оркестр. Труппа отправилась в длительные гастроли по стране, но их прервала Великая отечественная война.

Ансамбль Шульженко и Коралли сразу же отправился с концертами на фронт. Приходилось выступать в боевых частях, в госпиталях. Артистка пела солдатам о счастье, любви, о родном доме, тревоге ожиданий и радости встреч. Солдаты ждали приезда Шульженко, как праздника, ее фотографии находили в карманах гимнастерок погибших.

Шульженко вспоминала, как молодой лейтенант Михаил Максимов, корреспондент газеты "В решающий бой" 54-й армии Волховского фронта, принес ей текст "Синего платочка". Это был срочный заказ самой певицы, и Максимов буквально за ночь переработал текст поэта Якова Галицкого, изменив часть строчек на современный военный лад. Среди них была и та, что стала знаменитой: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».

Слова песни легко ложились на мелодию довоенного польского вальса Ежи Петербургского, и Шульженко спела их «с ходу». Задушевное исполнение, удивительная тональность, обращенная к сердцу, доносили очень нужные на фронте лирические слова - о верности, о любви, дарящие надежду.

После того, как песня слетела с уст Клавдии Шульженко, многие женщины стали присылать мужьям на фронт в посылках синие платочки, рисовать их на полях писем, что означало "жду, люблю, надеюсь, держись..."

Дивизионная газета "За Родину" в июне 1942 года рассказывала: "Пулеметчик Онищенко после того, как услышал про синий платочек, наклеил на щиток своего "максима" портрет жены. "Ну как, Анюта, дадим фрицам прикурить?" - и нажимает гашетку. Конечно, сразу нашлись подражатели. Теперь, пожалуй, нет ни одного пулеметного щитка без портрета жены, матери, невесты. И доты теперь свои величают по именам. Прислушается комбат к пулеметной очереди: кто же это? Немедленно докладывают: "Нина фрицев пугает..." И сейчас же в другом месте -бум-бум-бум-бум: "Евдокия заговорила. Женщина она серьезная. Фрицам житья от нее не будет". Через минуту затараторили Рая, Зина, Маруся, просыпается Елена, подает голос солидная Екатерина... Не спят пулеметчики, баламутят гитлеровцев, не дают им покоя..."

Феноменальная популярность, магия незатейливого «Синего платочка» придала этой неувядающей песне титул "народной".

После войны певица вернулась к "мирному" репертуару. Ее пытались критиковать за то, что у нее не нашлось места для «громкой» патриотической песни. Но Клавдия Шульженко не слушала никого, кроме тех, для кого пела, а они все продолжали рукоплескать на ее концертах. Еще одной песней, получившей долгую счастливую жизнь от Клавдии Шульженко, стал «Вальс о вальсе» - на стихи Евгения Евтушенко. Написавший музыку к ней композитор Эдуард Колмановский только разводил руками: «Песня, спетая Клавдией Шульженко, становится «шульженковской», и ничего тут не поделаешь!»

Власти не могли не признавать вклада Клавдии Шульженко в советское искусство – он был очевиден. Вместе с тем Кремль не торопился поощрять певицу государственными наградами. Клавдия Шульженко отличалась гордым, независимым характером. Однажды она отказалась петь по экстренной просьбе Василия Сталина. В более поздние времена она сказала в глаза министру культуры Екатерине Фурцевой, что та «плохо воспитана». Не удивительно, что почетное звание «Народная артистка Советского Союза» всенародная любимица получила только в 65 лет.

Однако Клавдия Шульженко безо всяких наград знала, что песни обессмертят ее в памяти народной. И была права: до сих пор она "кружится в вальсе" и машет нам своим «Синим платочком»…

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Международная конференция "Золотая орда и ее наследие"
29.04.2024 12:16
Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
02.03.2024 23:46
Россия – мигранты: лед тронулся?
29.01.2024 16:11
Конкурс "Интервидение" планируют провести в РФ в 2024 году
18.12.2023 12:08
Конференция 2023 по обмену опытом мэров городов морского Шелкового пути
27.11.2023 14:15
Непал – «жилище у подножья горы»
12.07.2023 12:59
Крымские татары обратились к Эрдогану
08.07.2023 18:55
В Минске открылась выставка живописи известного китайского художника Хань Юйчэня
08.04.2023 20:29
Кинофестиваль стран ШОС завершился в Мумбаи
01.02.2023 07:42
Фонд имени Фараби проведет в Тегеране «Дни российского кино»
23.12.2022 11:38
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.