Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
11:40Астана
10:10Тегеран
11:40Бишкек
11:10Дели
13:40Пекин
09:40Москва
10:40Исламабад
10:40Душанбе
10:40Ташкент
Наблюдатели:
08:40Минск
13:40Улан-Батор
10:10Кабул
Партнеры по диалогу:
10:10Манама
10:10Ереван
10:10Катманду
10:40Баку
08:40Каир
09:40Доха
09:40Эр-Рияд
09:40Эль-Кувейт
09:40Мале
09:40Абу-Даби
09:40Нейпьидо
08:40Анкара
12:40Пномпень
12:40Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

18.04.2024 07:33
Си Цзиньпин встретился с канцлером Германии
18.04.2024 06:54
Евтухов назвал безумием новые санкции Запада против цветной металлургии России
18.04.2024 06:09
Премьер Нидерландов готов закупать у партнеров ПВО Patriot для Украины
18.04.2024 06:05
21 цель сбита силами ПВО на подлете к Белгороду
18.04.2024 06:01
В Ростовской области силы ПВО уничтожили три БПЛА
17.04.2024 21:32
В США раскрыли, сколько помощи Украине выделят из бюджета согласно проекту
17.04.2024 21:24
В Германии нашли украинских детей, считавшихся вывезенными в Россию
17.04.2024 14:56
Парламент Грузии принял законопроект об иноагентах в первом чтении
17.04.2024 14:51
Верховный суд РФ возглавила Ирина Подносова
17.04.2024 13:13
Песков подтвердил начало вывода миротворцев РФ из Карабаха
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Как, опять... "великий и могучий Союз"?
28.07.2011 14:20 Александр Волков, доктор исторических наук

На международном форуме в Москве, посвященном влиянию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана на развитие бизнеса в формирующемся едином экономическом пространстве, премьер-министры всех этих стран высказали мнение о его богатых перспективах. Но напрашивается вопрос, не выходит ли значение этого события за пределы только экономических проблем, а если выходит (что почти очевидно), то насколько? Не просматриваются ли здесь надежды на возрождение некоего нового широкого и тесного союза государств на территории распавшейся в 90-х годах великой державы?

Без малого 20 лет назад Фонд Горбачева, только-только возникший, организовал "анализ политической ситуации в СНГ и возможных вариантов его будущего", в котором участвовали многие известные политологи, экономисты, социологи. Автору этих строк поручили обобщить экспертные оценки. Родившийся в результате документ в сокращенном варианте был опубликован в газете "Московские новости" (1 марта 1992 года) – как одна из первых работ фонда. Представляется интересным вернуться к этому материалу и посмотреть, что из прогнозов того времени оправдалось и что нет, а главное – не отыщется ли в этом прошлом некий ключ к пониманию сегодняшней ситуации.

Анализ с сегодняшней точки зрения представляется не только трезвым, но и достаточно смелым. "Содружество возникло на волне центробежных тенденций, не в результате устремлений к единству суверенных государственных образований, а, напротив, в процессе распада унитарного государства, обремененного исторически сложившимися напряженностями". Поэтому никто не сулил ему счастливого будущего. Пока, говорилось в документе, "не сложились ни независимые государства, ни Содружество…В целом возможности сохранения СНГ невелики. В лучшем случае ему отводится роль "ликвидационного комитета", который должен обеспечить цивилизованный развод". Но всё-таки предлагалось не бездействовать, а искать новые, соответствующие реальностям времени формы взаимодействия складывающихся государственных образований.

Эксперты подчеркивали противоположное действие факторов двух основных типов. Так называемые факторы "объективной государственности" должны были вроде бы работать на интеграцию. Среди них числили "геополитическое расположение страны, в силу которого после всех потрясений мы возвращались примерно к той же государственной организации территории и населения. Эта часть мира целостно или благоприятно для целостности организована самой природой". Далее отмечали "объективные предпосылки для единого экономического пространства", "смешение народов, значительные части которых оторвались от своих исконных земель". Эти факторы действуют и поныне, хотя в значительно меньшей степени, чем тогда.

Называли и то, о чём сейчас уже не имеет смысла говорить подробно, а именно – общий и трудно делимый капитал, который включал энергетику, транспорт, другие элементы союзного богатства, а также – единство армии, хотя отмечалось, что она может сыграть двоякую роль: консолидирующую – при сохранении единых стратегических сил, разрушительную – при внутренней конфронтации или превращении в самостоятельную, независимую от политических структур силу. Единой армии уже нет, но о возможной двоякой роли этого института, наверное, помнить стоит.

Представляется, что долговременно действующие факторы и интересы государств, теперь уже в основном сложившихся на территории бывшего Советского Союза, должны бы побуждать большинство из этих образований к взаимному сотрудничеству в тех или иных формах. Характерный пример – Грузия, экономика которой сильно пострадала от разрыва с Россией, а без наших энергетических ресурсов она вообще едва ли может обойтись. Россия, в свою очередь, заинтересована и в экономическом сотрудничестве и в том, чтобы иметь на Кавказе доброжелательного соседа.

По-своему интересен в этом смысле и пример прибалтийских государств, в частности Латвии, которые так мечтали о независимости, но пребывали в этом счастливом состоянии крайне малое время. Выяснилось, по сути, что полностью самостоятельно существовать они не могут, и они поторопились броситься в объятия европейских организаций, обязательства перед которыми, скажем, в экономической сфере оказались очень жесткими, связывающими покрепче прежних. Но почему же сотрудничество на территории бывшего Союза не развивалось и не развивается так, как это вроде бы соответствовало объективным условиям и интересам?

Анализ того времени привел его авторов к выводу, что все названные объективные факторы, побуждавшие к сотрудничеству и интеграции, все "рациональные доводы в пользу интеграции действуют слабо или совсем не действуют… Решающую роль играют субъективные факторы – политические действия и воля общественных сил, и, прежде всего людей, находящихся во властных структурах".

Отмечалось, что "в массовом сознании сложилось представление, будто из кризисной ямы народам легче выбираться в одиночку. Прежде всего, избавиться от тормозящего влияния наднационального центра и плыть к каким-то новым берегам – то ли на Запад, то ли на Восток". Известная "теорема Томаса", одного из видных американских социологов 30-х годов, гласит: "Если люди конструируют социальное пространство определенным образом, то эти конструкции реальны по своим последствиям". Так и случилось.

Более того, в аналитическом документе 90-х годов подчеркивалось, что государственность резко ослабла и в масштабах бывших республик. "На территории России, Украины, Молдовы и других ещё не сформировавшихся государств идет внутреннее движение народностей, стремящихся обособиться, создать собственные государственные образования". Теперь мы, конечно, добавили бы к этому перечню ту же Грузию. И далее – очень важный вывод: "Стремление многих крупных этносов к самостоятельности может слиться с перекройкой геополитической карты".

Обращение к документу почти двадцатилетней давности действительно помогает понять то, что происходит сейчас. Современные конфликты на территории бывшего Советского Союза имеют глубокие корни в прошлом, в частности или в особенности как раз в периоде распада этой державы. Надо сказать, что не оправдались к счастью самые худшие варианты из прогнозируемых, допускавшие острое военное противостояние новых государственных образований, даже войну всех против всех. Не оправдались и варианты, наиболее оптимистичные, предполагавшие, что СНГ станет зародышем нового государственного образования, во что, кстати, мало кто верил.

Можно даже радоваться, что обошлось без столь большой крови, которая кому-то виделась – и не без оснований. Но Чечня, Карабах, конфликты в Молдавии, в Грузии, а также и в Средней Азии стали всё же очень болезненными проявлениями накопившейся напряженности, повлекшими за собой значительные человеческие жертвы. И если оценивать их причины с позиций предложенной много лет назад констатации противоположно направленного действия двух типов факторов, то мы снова будем вынуждены констатировать, что ничего от ума, от рационального в этих конфликтах нет. Они обусловлены субъективными факторами, прежде всего – амбициями элит, хотя последние, к сожалению, заражают национализмом и агрессией достаточно широкие народные массы. Они результат "дурацких", если воспользоваться словами президента Путина, решений, а не "ошибочек", как определил причины начала военных действий в Чечне президент Ельцин. Первое определение мне представляется более подходящим и по сути и по эмоциональной окраске.

В этом смысле – исторических корней и субъективных предпосылок – нынешние конфликты имеют много общего. Но едва ли самое плодотворное искать в них общее в смысле неких внешних причин, при всём понимании глубоких взаимосвязей в современном мире, тем более – в смысле чьих-то спланированных действий, единого управления "дестабилизацией". Согласен с теми, кто в этом смысле видит мало общего в событиях, происходящих в различных "горячих точках" на территории нашей бывшей великой державы, считает, что каждый конфликт самостоятелен, обусловлен собственными конкретными обстоятельствами. Только такой подход и видение истинных причин "дестабилизации" способен помочь смягчению результатов возникающих противостояний.

С этой же точки зрения – огромного значения субъективного фактора, активности или пассивности наших действий, роли в них разумного, рационального и эмоционального начал – я рассматривал бы и будущее в обустройстве нашей бывшей общей территории, характер и направление развития взаимоотношений наших народов и государств. В этом смысле трудно, на мой взгляд, переоценить только что свершенные крупные шаги в создании единого Таможенного союза пока лишь трех стран – России, Белоруссии и Казахстана. Нет, это, конечно, не возрождение Советского союза – ни по масштабам, ни по конфигурации, ни по существу и характеру межнациональных, межгосударственных отношений.

Но примечательны оценки, высказанные на конференции "От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса". Владимир Путин подчеркнул, что завершившееся 1 июля текущего года формирование единого таможенного пространства, единой таможенной территории – знаменательное событие. "На границах между нашими тремя государствами сняты таможенные посты, - сказал премьер-министр.- И это не просто техническая, формальная отмена административных процедур. По существу, впервые за все годы после развала Советского Союза сделан первый реальный шаг к восстановлению естественных экономических и торговых связей на постсоветском пространстве".

Уже с 1 января 2012 года должно заработать единое экономическое пространство. Наряду со свободным передвижением товаров оно подразумевает также свободу движения капиталов, услуг и рабочей силы. Причём каждая компания, зарегистрированная в любом из государств ЕЭП, будет фактически пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, то есть будет пользоваться, по сути, национальным режимом.

Россия, Казахстан и Белоруссия уже начали пожинать плоды от образования Таможенного союза. Объём товарооборота между ними по итогам четырёх месяцев нынешнего года вырос более чем на 43 процента. "Эта цифра очень показательна, очень прилична. В результате снятия барьеров, затруднявших взаимную торговлю, образуется ёмкий растущий общий рынок с более чем 165 миллионами потенциальных покупателей", - отметил глава российского правительства, обращаясь к представителям деловых кругов трёх стран.

Кроме того, с 1 января 2012 года в полном формате заработает Суд ЕврАзЭС, в который смогут обращаться не только государства, но и хозяйствующие субъекты, участники экономической деятельности. "Мы думали над тем, - говорил премьер, - как придать ему действительно наднациональный и сильный статус. Это будет касаться и процедур, и правил, и уровня заработной платы судей".

В целом в союзе будет последовательно усиливаться роль наднациональных структур, которым делегируются значительные полномочия. Однако подчеркивалось, что необходимо избежать того, что произошло в какой-то степени в Европейском сообществе - чтобы национальная бюрократия замещалась наднациональной или, ещё хуже того, чтобы возник дополнительный пресс со стороны наднациональных органов.

Снимая барьеры внутри Таможенного союза, Москва, Минск и Астана не собираются возводить их на внешней границе ТС. "Напротив, главная задача заключается в том, чтобы за счёт объединения усилий наших государств все наши страны смогли более эффективно и гармонично интегрироваться в глобальную экономику – именно интегрироваться, а не отгораживаться от неё", - подчеркнул наш премьер-министр.

Переговоры по этому поводу уже идут с Европейской ассоциацией свободной торговли, а в перспективе планируется начать консультации о формировании зоны свободной торговли со странами ЕС. По словам Владимира Путина, "это непростая задача, но вместе в рамках ЕЭП мы сможем решить её гораздо эффективнее, с большей выгодой для России, Белоруссии и Казахстана, чем в одиночку".

В повестке форума АТЭС, который в будущем году должен пройти во Владивостоке, значительное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. В этой работе Россия будет действовать в интересах всех партнёров по Таможенному союзу, продвигать общие согласованные интересы. Реализация намеченных мер, по сути, должна изменить конфигурацию всего евразийского пространства. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал мысль о том, что вслед за сложившимся уже альянсом и единым экономическим пространством следует создать некий аналог ЕС – Евразийский экономический союз. "Словом, мы стремимся к тому, чтобы Таможенный союз, а затем и единое экономическое пространство вписались в глобальные экономические процессы и играли активную роль в формировании региональной и международной повестки дня".

Преждевременно было бы говорить о воссоздании на территории Советского Союза нового столь же масштабного государства. Для этого потребовалось бы, как минимум, общественное осознание собственных экономических интересов каждой страны как части интересов такого государства, но главное, пожалуй, - наличие и четкое выражение единой политической воли. Этого пока просто нет. Но нельзя не замечать и тенденций какого-то более плодотворного и тесного сотрудничества стран и народов, живущих на бывшей общей территории - как бы ни были велики и труднопреодолимы препятствия к такому сотрудничеству.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Китай-Индия: несмертельное соперничество
18.04.2024 06:14
Орбан обвинил руководство ЕС в политическом шантаже
17.04.2024 06:04
МИД Японии вновь заявил о "незаконной оккупации" южной части Курил Россией
16.04.2024 07:20
Спецназ прибыл к парламенту Грузии, где оппозиция протестует против закона об иноагентах
15.04.2024 21:55
Международный суд ООН начал рассматривать иски Армении и Азербайджана
15.04.2024 16:10
Медведчук заявил, что Зеленский разрушил Украину до основания
15.04.2024 06:31
Китай выступает против развертывания США ракет средней дальности в АТР
13.04.2024 08:16
Глава Гагаузии получила уведомление о снятии ограничений на экспорт сельхозпродукции в РФ
11.04.2024 20:50
Си Цзиньпин встретился с Ма Инцзю
11.04.2024 07:07
Гуцул: Гагаузия обратится к России, если Кишинев введет войска в регион
10.04.2024 05:59
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.