Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Поэт в Китае - вовсе не поэт
Участники:
04:05Астана
04:05Бишкек
03:35Дели
06:05Пекин
02:05Москва
03:05Исламабад
03:05Душанбе
03:05Ташкент
Наблюдатели:
02:35Тегеран
01:05Минск
06:05Улан-Батор
02:35Кабул
Партнеры по диалогу::
02:35Ереван
03:35Катманду
03:05Баку
01:05Анкара
05:05Пномпень
03:35Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.01.2019 18:00
К 50-летию отношений между Монголией и Турцией будет выпущена почтовая марка
23.01.2019 17:29
Таджикистан и Узбекистан завершают демаркацию госграницы
23.01.2019 17:09
Монголия участвует во Всемирном форуме министров образования
23.01.2019 16:48
Турция готова создать пилотные перерабатывающие предприятия в 7 областях Киргизии
23.01.2019 16:07
В Казахстане будут внедрены электронные паспорта здоровья
23.01.2019 15:26
Внешнеторговый оборот Монголии достиг $12,9 млрд
23.01.2019 14:06
Россия подстраивается под растущий спрос на СПГ в Китае
23.01.2019 13:25
Жээнбеков пригласил Путина с госвизитом в Киргизию
23.01.2019 12:42
Российско-индийские учения "Индра" в этом году пройдут в Индии
23.01.2019 11:38
Назарбаев открыл Год молодежи в Казахстане
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
             
Алексей Маслов: Университет ШОС должен стать символом качества образования
02.06.2012 12:44

Амбициозный образовательный проект – Университет ШОС – продвигается полным ходом. В этом году первые выпускники этого уникального вуза получат сертификаты, свидетельствующие о завершении магистратуры, которую прошли за границами своих стран, на пространстве Шанхайской организации сотрудничества. Один из разработчиков концепции Университета ШОС - профессор Высшей школы экономики Алексей Маслов, известный китаевед, академик РАЕН, дал интервью главному редактору портала ИнфоШОС Татьяне Синицыной.

Алексей Александрович, давайте сначала признаем, что Университет ШОС плохо пиарит себя и остается для многих «вещью в себе». Не грех повторить, как возникла идея проекта, когда и кому пришла в голову мысль готовить специалистов для пространства Шанхайской организации сотрудничества и что, собственно, из этого получилось.

А.М. Идея создания университета ШОС витала в воздухе, начиная примерно с 2005 года. Многие вузы, в том числе китайские и российские, предлагали создать некий специализированный университет, который бы работал на благо пространства Шанхайской организации сотрудничества, тогда еще совсем молодой, только ищущей своё место под солнцем.

Однако все предложения сводились к простой схеме: один из действующих университетов берет на себя право называться «университетом ШОС» и приглашает студентов из шосовского региона для обучения. Идея вызревала еще пару лет в глубинах обобщенного интеллекта и оказалась витальной, реально работающей в том виде, в каком была сформулирована российской стороной. На бишкекском саммите ШОС в 2007 году она была изложена президентом Владимиром Путиным. Но тогда мы еще не были уверены, что эта российская идея окажется одной из самых живучих среди всех других рабочих инициатив и проектов на пространстве ШОС.

Что сделало ее приемлемой? В предложенном формате «сетевого университета» речь шла о вузе, плоть которого составляли бы действующие университеты разных стран, отобранные по конкурсу. Именно понятие «сети» полностью соответствовало природе и духу ШОС – духу паритета, когда нет одного «главного» и каких-то «второстепенных», А есть коллегиальное равноправное взаимодействие по самому широкому спектру проблем.

Какая практическая необходимость породила Университет ШОС?

А.М. Главная цель – совместная подготовка кадров нового заказа (шосовского), нового профессионального качества. Одна из проблем ШОС, которая была и остается, – проблема перевода двустороннего формата взаимодействия в многосторонний. Это означает, что большинство проектов (сегодня осуществляются экономические, политические проекты, решаются вопросы совместного обеспечения безопасности), нуждаются в наличии специалистов, которые углубленно знали бы традиции, экономику, технологии, конечно, языки. Готовить эти кадры нужно совместно. Кроме того, существует проблема подготовки специалистов нового поколения (причем, это – не только проблема ШОС, но и всего земного шара).

Так уж традиционно сложилось, что зачастую образовательные технологии заметно отстают от требований жизни – она развивается быстрее. Образование консервативно по своей сути. Поэтому нам нужно делиться лучшими практиками и лучшим опытом. И как продолжение сетевой технологии была выбрана правильная, на мой взгляд, вещь: мы не механически обмениваемся студентами, а целенаправленно, поскольку каждый университет предлагает те направления и курсы, которые у него более развиты. Так что, Университет ШОС – это не просто реализация партнерства между более чем 60-ю разными университетами, а сотрудничество между лучшими национальными образовательными школами.

Продвигая эту идею, Россия сформировала рабочую группу, которая взяла на себя отработку сначала концепции университета, которая была окончательно принята в Новосибирске министрами образования ШОС в 2010 году, а потом – и отработку целого ряда нормативных документов. Это и Хартия Университета ШОС, и Меморандум и др. Всё это создавалось сообща, интернациональным коллективным интеллектом.

 Завершилась ли пилотная стадия? На каком этапе сегодня университет?

А.М. Процесс идет своим чередом, заканчивается второй год магистратуры. Это значит, что по завершении первые студенты получат сертификаты Университета ШОС. Момент, можно сказать, знаковый. Что касается пилотного запуска, то время его еще не исчерпано, поскольку продолжается отработка целого ряда технологий взаимодействия, некоторые документы еще "полируются".

Подобного амбициозного проекта никто никогда не осуществлял, и это – не громкие слова. Сегодня в Университете ШОС задействовано 62 вуза разных стран, входящих в регион ШОС, и число их будет увеличиваться. Дело в том, что в этом году введены еще понятия «университеты-наблюдатели» - по принципу «страны-наблюдатели», существующему в формате самой организации. Через какое-то время "наблюдатели" будут переведены в разряд университетов полноправных. Но известно, что, чем больше разрастается структура, тем сложнее взаимодействие, и поэтому мы внимательно отрабатываем каждую деталь.

Страны-наблюдатели подключаются к работе в ШОС с неожиданной стороны...

А.М. У нас в УШОС есть наблюдатели из государств-членов ШОС, а есть – из государств-наблюдателей ШОС. Сегодня мы начали активное взаимодействие с университетами государств-наблюдателей, действующими в Индии, крупнейшей образовательной державе, а также в Пакистане, Монголии. Есть еще страна-партнер по диалогу Белоруссия, где тоже существует мощная образовательная традиция. Университет ШОС оказался на удивление живительным. И самое главное, что для этого мы не предпринимали каких-либо экстраординарных мер - он оказался объективно востребованным, поскольку это – отличный способ соорганизации не просто совместного обучения, но и совместных распределенных научных проектов.

Можно узнать подробнее о механике действия Университета ШОС?

А.М. Сегодня у нас запущены 5 основных направлений: энергетика, экология, регионоведение IT-технологии, нано-технологии. В этом году на заседании рабочей экспертной группы по образованию государств-членов ШОС было принято решение ввести еще 2 направления – экономика и педагогика. Это актуально для всех этих стран. Таким образом, направления расширяются, хотя университеты, которые должны их обеспечить, пока еще не определены.

В каждой тематической группе обычно представлены до 5 национальных университетов. Они устанавливают между собой взаимодействие – подписывают соглашение и принимают студентов для учебы по своим программам, предлагают согласованные магистерские программы. График такой: первый год студент проводит у себя на родине, а на следующий год - отправляется в другую страну. Теоретически предполагается, что он может ездить по всем университетам, задействованным в сети. Но практика показывает, что, кроме своего вуза, он пока успевает отучиться только в одном зарубежном университете, где прослушивает (обычно до полугода) лучшие курсы, тематически созвучные избранной специальности.

Самым главным и сложным было создать согласованные программы. Проще говоря, чтобы студент приезжал из своего университета в иностранный и получал не какую-то случайную программу, а ту, что сопряжена с его специальностью. И это было отработано, как была отработана и система зачета учебных часов и условных зачетных единиц. Поэтому мы считаем, что вопросы системы обмена мы решили. И в целом система работает правильно.

Что в итоге прохождения "всех мук" получает на руки студент?

А.М. По окончании курса студент сдает абсолютно стандартный экзамен, никаких послаблений. Теоретически он может получить «двойку» и быть даже отчисленным.

Венец учебы - диплом родного вуза плюс сертификат Университета ШОС, который по форме аналогичен диплому. Кто конкретно вручает сертификаты, чья подпись будет в нём – решится в ближайшее время, на конференции министров образования государств-членов ШОС. Нам часто задают вопросы, а почему сертификат, а не диплом? В будущем сертификат преобразуется, видимо, в диплом. Однако должно пройти время. Мы не хотим пустых документов. Я могу предположить, что реальность диплома может наступить тогда, когда будут запущены все элементы Университета ШОС – бакалавриат, магистратура, аспирантура. Я надеюсь, что на этот уровень мы выйдем года через 2-3. Диплом Университета ШОС должен обеспечивать качество и быть признаваемым мировым образовательным сообществом.

Проявляет ли молодежь  интерес к обучению в Университете ШОС?

А.М. Интерес колоссальный, об этом говорят письма, которые мы получаем. Огромен поток студентов из Казахстана – они хотят учиться в России и в Китае, особенно активна в своем проявлении интереса к Университету ШОС киргизская и таджикская молодежь. Пока у нас выделились две страны-реципиента – Россия и Китай. Но уже есть и группа, готовая отправиться в Казахстан, для изучения национальных традиций по программе регионоведения. В Казахстане интересно поставлено и образование в области энергетики - в этом плане Казахстан страна показательная, активно развивающаяся.

Как решаются социальные вопросы – речь идет о жилье, стипендии…

А.М. Что касается России, то она выделяет специальные квоты для студентов, обучающихся по программам Университета ШОС, при этом предусмотрено, конечно, и общежитие хорошего уровня, и стипендии, абсолютно нормативные для иностранного студента. Во всяком случае, еще никто не жаловался. Если же по линии ШОС россиянин едет в другую страну, то о нём заботится местное министерство образования, выделяя аналогичные квоты. Те университеты, которые принимают студентов по линии ШОС - и российские, и зарубежные - обеспечиваются, конечно, всем необходимым и на достойном уровне.

Все органы УШОС уже сформированы в полной мере?

А.М. Процесс завершается в этом году – появится, прежде всего, ректорат. Уже сформированы национальные советы ректоров. В каждой стране ректоры университетов, входящих в систему УШОС, объединяются в Советы ректоров, которые и решают дальнейшую стратегию. Здесь надо сказать, что национальные министерства образования пошли на очень грамотный взвешенный шаг – они постепенно передают решение учебных вопросов тем, кто и должен этим заниматься, - ректорам. Другими словами, министерство не диктует, чем заниматься, а лишь обеспечивает инфраструктуру. С российской стороны председателем Совета ректоров стал ректор РУДН Владимир Филиппов, академик Российской академии образования, бывший министр образования, доктор физико-математических наук. Не менее значимые люди заняли посты в национальных советах ректоров. Все национальные советы ректоров объединяются в Международный совет ректоров Университета ШОС, который должен собираться, как мы предполагаем, раз в год для определения дальнейшего курса движения.

Всегда подчеркивается, что аналогов этому проекту в мире нет. Но всё же, включены ли в образовательную модель УШОС элементы других международных университетов?

А.М. Модель штучная, оригинальная, полных аналогов действительно нет, но есть системы, близкие по содержанию. Например, Университет Британского содружества, Университет АСЕАН, образовательная сеть АТЭС. Некоторые элементы других университетов применены, однако вся логика построения, столь тесное институциональное взаимодействие – этих качеств нет ни у кого.

Наш университет действует как региональное образовательное учреждение. В этом году создается ректорат, он будет иметь своё здание, штат сотрудников, среди которых будут представители всех стран, участвующих в проекте. Россия взяла на себя инициативу принять этот ректорат, сейчас активно обсуждается вопрос о выделении ему достойного помещения, в этом деле нам помогает Министерство иностранных дел.

Ректорат - исполнительный орган, какой имеет любой университет. Здесь будет создана единая база данных, будут храниться необходимые документы, находиться служба тьюторов. Ректорат станет отслеживать траекторию обучения студентов. Надо понимать, что, как только студенты начнут ездить в разные университеты, станет важным отслеживать образовательную траекторию, полученные оценки, чтобы не было подлогов, подделок и пр. Одна из задач, которая поставлена Россией и поддержана другими странами, состоит в том, что Университет ШОС должен стать абсолютным символом качества образования. Если мы хоть где-то начнем выдавать то, что называется «пустыми дипломами», или принимать на курсы формально, или выпускать без сдачи экзаменов, наш проект может не просто умереть, но даже дискредитировать саму идею взаимодействия в ШОС. Так что на всех совещаниях мы держим в поле зрения именно этот основополагающий вопрос – качество образования. Неважно, где обучается студент, - в Пекине, Астане, Душанбе или Москве, стандарт должен быть идентичным, устойчиво высоким.

Итак, студент получает сертификат Университета ШОС плюс – диплом своего университета. Магистерские годы, проведенные в другом университете, засчитываются и в родном вузе…

А.М. Верно, всё включается и в диплом базового вуза. Есть еще один очень важный момент в жизни университета. Мы подходим к новой фазе – запускаем бакалавриат, уже целый ряд университетов начинают сотрудничать на этом направлении. На совещании министров образования государств-членов ШОС, которое должно пройти в июле в Астане, будет подписан целый ряд документов, в том числе и окончательный вариант сертификата Университета ШОС. Такая процедура - только в компетенции министров.

В прошлом году университеты, участвующие в проекте, подписали Хартию Университета ШОС. Это – документ, на основании которого они объединились между собой ради новой цели. Основные положения Хартии - равное качество образования, равный доступ к образованию, уважение национальных традиций, национальных законов в области образования.

На очереди еще один очень важный документ, который надо подписывать уже на уровне государственных процедур, пока мы называем его «соглашением об Университете ШОС». Поскольку УШОС рождается не только как инициатива отдельных национальных университетов, но и поддерживается национальными органами управления образования, важно иметь межгосударственный документ о создании Университета ШОС. Как только он будет подписан, смогут в штатном режиме заработать ректорат, совет ректоров УШОС. Подписанием этого соглашения мы завершаем процесс формализации нашего университета. Вот тогда будет подведена черта под пилотным проектом, и мы перейдем к доработке отдельных узлов, займемся проблемой расширения влияния университета.

Как я сказал, запускаются два новых направления – экономика и педагогика. Соответственно, будет проведен новый отбор университетов. И еще одно новшество, который мы обсуждаем: раньше существовало правило: один университет – одно направление (то, в котором он наиболее силен). Но поскольку есть вузы (в России, например, МГУ, МЭИ, МИСИС, Новосибирский университет, в Казахстане – Казахстанский национальный университет и многие другие), где присутствуют сразу несколько направлений, им, скорее всего, будет разрешено участвовать сразу в двух-трех. И, наконец, речь зайдет о совместных научных и научно-образовательных проектах. Формы могут быть разными - создание центров, совместных лабораторий, организация конференций и симпозиумов, выход на совместные научные разработки – обмен методиками и пр.

Я полагаю, что в целом УШОС – самый успешный образовательный гуманитарный проект на пространстве ШОС.

Чем можно объяснить такой впечатляющий эффект?

А.М. Оказалось, что образование – площадка, где проще всего договориться, потому что люди объясняются на одном, понятном им языке. В рамках ШОС создано немало различных организаций, союзов, ассоциаций, но далеко не все они работают, потому что многие формализованы, а иные хотели бы работать, но не понимают, как это делать. В этом смысле Университет ШОС оказался отличной площадкой для взаимодействия, гуманитарного и научного.

Кроме того, мы столкнулись с очень большой ответственностью людей, которые занимаются образованием, четко понимающих, что те молодые люди, которыми они сегодня занимаются, завтра будут определять развитие всего региона. Причем, развитие во всех областях – не только в экономике и политике, но от них будет зависеть и то, как пойдут дела, скажем, в энергетике, экологии, сможем ли мы подписывать различные соглашения. И здесь определилась группа университетов, которая стала лидировать в плане выдвижения новых проектов, других интересных начинаний. В России есть просто уникальные вузы (Новосибирский госуниверситет, а также технический университет, МИСИС МЭИ, сохраняющая марку Бауманка, РУДН и др.) Они показывают то, как надо работать.

Россия задает правильную тональность работы. А что можно сказать о партнерах?

А.М. С небольшим запозданием, но очень активно подключились наши китайские коллеги. Надо подчеркнуть, что в Китае к Университету ШОС относятся очень серьезно, в этой стране созданы, по крайней мере, две организации, которые так или иначе его обслуживают. Прежде всего, это - Центр переводов, действующий в Харбинском университете. Дело в том, что формально у нас 2 рабочих языка, но на практике выходит, что русский – наиболее востребованный, поскольку его используют и центральноазиатские государства-члены ШОС. Кроме Харбинского университета, где китайская сторона переводит документы, есть еще и Центр, созданный на базе Пекинского столичного педагогического университета, который занимается анализом, мониторингом УШОС и т.д. Таким образом, Китай создает инфраструктуру обслуживания университета. Мы в России. при поддержке Министерства образования, тоже создаем инфраструктуру обслуживания, в частности, на базе Астраханского университета (который включен в систему УШОС) также создан Центр исследований Университета ШОС. Чем он занимается? Мониторингом происходящих процессов. Мы регулярно опрашиваем руководителей проектов – какие есть недостатки, что бы они хотели ввести, т.е в этом году мы начали получать то, что называется обратной связью. Например, многие просят расширить квотирование, просят проводить как можно больше курсов по повышению квалификации для преподавателей, расширить межуниверситетский обмен информацией.

Но главное, что мы поняли в этом году, это то, что университеты начали сами увлеченно заниматься проблематикой УШОС, это происходит потому, что стала очевидной жизнеспособность университета, его будущее. Я полагаю, что еще 2-3 года, и УШОС, который постоянно поднимается по восходящей, плавно войдет в фазу стабильно-нормативного развития.

Университет, что очевидно, выполняет еще одну важнейшую миссию - он роднит пространство ШОС и таким образом выполняет роль скрепы Шанхайской организации...

А.М. Абсолютно согласен. Одна из проблем, которая стоит сегодня перед ШОС, это – расширение типов связей в рамках организации. На базе формальных дипломатических контактов всё идет нормально – есть система договоров, логика переговорного процесса. Однако ШОС как организация не всегда узнаваема в мире, потому что мы мало и плохо рассказываем о себе. На Западе всё еще уверены, что ШОС - военный блок, соперничающий с НАТО. Этот образ не имеет ничего общего с истинными целями и задачами ШОС, и надо исправлять его, приводить в соответствие с реальностью. В этом смысле Университет ШОС может сделать немало. Сегодня его можно считать не только скрепой ШОС, но еще и перспективной дорогой взаимодействия.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Генсек: государства ШОС должны делать акцент на развитии экономического сотрудничества
22.01.2019 16:08
Киргизия готовится к проведению июньского саммита ШОС в Бишкеке
14.01.2019 10:57
Состоялась презентация голубой книги «ШОС: опыт и перспективы (2001-2018)»
11.01.2019 10:24
Узбекистан начал подготовку к саммиту ШОС в Самарканде
10.01.2019 15:41
Секретариат ШОС принял участие в презентации голубой книги "ШОС: опыт и перспективы (2001-2018)"
10.01.2019 10:29
Президент Узбекистана принял генерального секретаря ШОС
09.01.2019 10:51
Генеральный секретарь ШОС Норов встретился с послом Таджикистана в КНР
08.01.2019 10:50
ШОС стала эффективной площадкой для открытого и конструктивного диалога
05.01.2019 20:17
Чего удалось достичь ШОС в 2018 году?
04.01.2019 21:38
С Новым 2019 годом!
31.12.2018 11:28

Комментарии(1)

она еще защиту труда читать будет.

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.