Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
14:33Астана
13:03Тегеран
14:33Бишкек
14:03Дели
16:33Пекин
12:33Москва
13:33Исламабад
13:33Душанбе
13:33Ташкент
Наблюдатели:
11:33Минск
16:33Улан-Батор
13:03Кабул
Партнеры по диалогу:
13:03Манама
13:03Ереван
13:03Катманду
13:33Баку
11:33Каир
12:33Доха
12:33Эр-Рияд
12:33Эль-Кувейт
12:33Мале
12:33Абу-Даби
12:33Нейпьидо
11:33Анкара
15:33Пномпень
15:33Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

12.05.2024 06:48
На Волгоградском НПЗ после падения беспилотника вспыхнул пожар
12.05.2024 06:41
Один человек погиб, 29 пострадали в результате массированного обстрела Белгорода
12.05.2024 06:35
Украина может получить первые F-16 уже в июне-июле
12.05.2024 06:30
Захарова считает, что "Евровидение" в 2024 году переплюнуло "любой шабаш"
11.05.2024 21:11
Европа должна быть готова сдержать Россию, заявил Макрон
11.05.2024 21:03
Нарышкин не исключил контакты с главой ЦРУ в ближайшее время
11.05.2024 20:56
Минобороны заявило о 12 сбитых снарядах РСЗО Vampire над Белгородской областью
11.05.2024 20:51
ВС РФ освободили пять населенных пунктов в Харьковской области
11.05.2024 20:42
Кто предложен в новый состав кабмина
11.05.2024 20:38
Путин утвердил структуру нового правительства
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
             
Чай, покоривший мир
29.12.2008 13:19 Юлия Кузнецова, Татьяна Синицына, Марина Чернова-Жеховская
Чайная культура имеет историю, отраженную в тысячелетиях. Первые упоминания о чайном дереве датируются периодом 5800-летней давности. Оспаривая мудрость изречения "нет ничего постоянного, кроме самих перемен", чай остается чаем и в нашем XXI веке, уверенно конкурируя со всеми старинными, а также современными напитками, созданными человеческим творчеством. Чай пьют на всех континентах, по крайней мере, в 155 странах - это ли не фактор глобализации? И на пространстве ШОС редкий дом обходится без чая. Однако у каждого народа сложилась своя чайная культура.

Китайское искусство чаепития

Принц Бодхидхарма, прибывший в V веке с миссионерской целью в Китай, первым обнаружил и оценил чайный куст, - так считают индийцы. Однако корни китайских легенд уходят еще глубже, во временной пласт до нашей эры, а именно - в эпоху правления мифического императора Шэн Нуна (3 тыс. до н. э.), второго императора Поднебесной. Этот древний монарх был известен также под именем Божественного целителя.

...Однажды, спускаясь с горы, император захотел пить. В его чашку с дерева упал чайный лист. Попробовав его на вкус, Шэн Нун счел лист целебным и поведал об этом народу. Сначала китайцы использовали чай как лекарственное растение, в первую очередь - эффективное противоядие.

В I тысячелетии н. э. чай приготавливали довольно интересным способом: листья сминались в своеобразные лепешки, которые слегка поджаривались или - сушились в виде плиток. Затем чайную плитку клали в керамический горшок и заливали кипятком; добавляли соль, лук, специи, имбирь. Получался своего рода чайный суп, рецепт которого, в зависимости от региона, мог быть разным.

В 780 году поэт Лу Юй написал первую книгу о чае ''Ча цзин'' (''Чайный Канон''). Она приобрела необычайную популярность, автора еще при жизни считали чуть ли ни святым. В ''Каноне'' были впервые описаны сорта чая, способы его выращивания и приготовления, а также ритуал чаепития. Именно после этой книги и началось триумфальное шествие чая по Китаю.

Родиной чая являются юго-западные районы Китая и прилегающие к нему территории Верхней Бирмы и Северного Вьетнама. Первые чайные кусты как сельскохозяйственную культуру начали выращивать на территории современных китайских провинций Юньнань и Сычуань. И до сих пор здесь производят ''Знаменитые Китайские чаи'' ? лучшие марки и сорта, предлагаемые на мировом рынке. Их качество широко признанно и гарантировано всеобщим пристрастием. Можно назвать некоторые знаменитые сорта зеленого чая, которые известны каждому китайцу. Это ''Сиху лунцзин'' (''Колодец дракона на озере Сиху''), ''Хуаншань маофэн'' (''Ворсистые пики горы Хуаншань'') и ''Дунтин било'' (''Изумрудные волны весны в озере Дунтин'').

На китайском языке словосочетание "чайная церемония" звучит как ''гунфу ча''. ''Гунфу'' означает ''мастерство'', а ''ча'' - ''чай''. Получается, что ''гунфу ча'' это - ''высшее мастерство чаепития''. Во время чайной церемонии вы получаете возможность насладиться всеми четырьмя достоинствами чая: формой листа, цветом настоя, ароматом и, наконец, его вкусом. Надо отметить, что в китайском традиционном сознании чаепитие, организованное по всем канонам, является моделью мирового процесса.

Китайская мудрость гласит, что на свете нет ничего постоянного, кроме самих перемен. Силы Инь и Ян постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга. Символический смысл этого, можно сказать, мистического ритуала, выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян. Для того чтобы взаимодействие с чаем было более полным и насыщенным, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в ''чайную коробочку" - с ее помощью участники церемонии имеют возможность "познакомиться" с чаем. Для каждого человека выставляется чайная пара: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая - для наслаждения цветом и вкусом. Чашки миниатюрны: чай - это не объем воды, а "тонкость качества энергии". Пиалы ставятся на маленький поднос-подставку, это удобно и формирует композиционное единство чашек. Во время чайной церемонии, кроме чайника, применяют также ча-хай, небольшой кувшин, напоминающий по форме молочник.

Чайные пары, заварной чайник и кувшин ча-хай обычно устанавливаются на чайную доску. Чай заваривают горячей родниковой водой. Вода, в соответствии с ''Каноном чая'', должна быть из горных источников, и в идеале они должны располагаться недалеко от того места, где выращен сорт чая, который пьют в данный момент.

Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки и убрать аромат предыдущего чая с чашек. Вторую и последующие порции заливают в заварной чайник, а по мере того, как он настаивается, переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция передается участникам чаепития, что символически отражает тысячу изменений в мире и переход энергии Инь в Ян и обратно. Высокую чашку подносят к лицу, вдыхают аромат, наслаждаясь им, а затем медленно пьют чай, наблюдая за ощущениями.

Атмосфера чаепития в Китае настраивает скорее на медитативный лад, нежели чем на разговор. Буддийские монахи считали, что, выпив чашку чая, человек уже не может впасть в дрёму, поскольку он чувствует себя "открытым влиянию Небес и Земли". Выпив следующую чашку чая - он ощущает себя как будто омытым свежим дождём. Третья чашка приносит познание природы и вещей...

Чаепитие по-русски

"Китайская стрела", вошедшая в русское сердце и сгубившая его ? такой красноречивой метафорой еще в давние времена россияне определили для себя значение чая. Правда, страна не сразу оценила этот древний восточный напиток, а распробовав, полюбила его навсегда.

"Китайскую траву", впервые появившуюся в России более трехсот лет назад, церковь предала анафеме, как "бесовское зелье, подстрекающее ко греху". Но вскоре поспешное проклятие было снято, поскольку чай придавал бодрости во время всенощных молитв. Напиток долго не нравился и русским женщинам, из-за своей несладкости, сахар же был слишком дорогим удовольствием. Моду на массовое чаепитие ввел Петр Первый, хотя сам и оставался поклонником кофе. Царь ввел обычай пить чай даже в армии, заменив ежедневные сто граммов водки на два стакана "чефиря".

Как ни странно, но за долгую историю потребления чая Россия так и не выработала никакой общенациональной "чайной церемонии". Лубочное представление о русском чаепитии - с розовощекими женщинами, самоварами, бубликами и баранками, запечатленное на полотне Бориса Кустодиева, верно только отчасти. На самом же деле в стране само собой складывалось множество чайных субкультур, в зависимости от регионов, и каждый ритуал был не менее впечатляющим, чем китайская церемония.

Более всего известна, конечно, московская традиция чаепития, что легко объясняется: первопрестольная потребляла до 60% чая, доставляемого в Россию. В то время как в Петербурге чаепития носили больше салонный характер, в Москве чай был истинно народным напитком, необыкновенно любимым и широко распространенным.

Нельзя не сказать о качестве чая, который потребляла Россия. В то время, как английские чайные клипера на всех парусах спешили из азиатских вод к берегам Туманного Альбиона, из Китая в сердце России размеренно двигались караваны с тюками чайного листа. Товар, перевозимый по суше, ценился выше того, что доставлялся водным путем: несмотря на все предостережения, в трюмах чай отсыревал, впитывал горько-соленый морской дух, и это плохо отражалось на вкусе.

Итак, в России пили отменный чай. Как правило, самовары в чайных закипали трижды: спозаранку, в полдень и в 4 часа дня. Чай пили также и в другое время: "от нечего делать" или - "когда взгрустнется". Считается, что именно за чаепитиями родился томный, чарующий русский романс.

Москвичи всегда любили чай крепкий, настоявшийся, о бледном говорили, что "через него вся Москва видна". На столе царствовал сияющий самовар ? железный, медный, латунный или серебряный.

"Кастрюля для чая" была изобретена в Туле, городе оружейников, по заказу местных женщин. Матерью русского самовара считается гильза от крупнокалиберного снаряда. Необыкновенная популярность "самоварного чаепития", распространившаяся по всей России, придала изобретению чисто русские мотивы, в форме и в дизайне. В разных регионах у самовара были свои названия: в Ярославле это был "самогар", в Курске - "самокипец", в Вятке - "самогрей".

Карьера, которую сделали самовары в России, была головокружительной, а фантазия мастеров-изготовителей работала на полную мощь. В Туле есть уникальный Музей самоваров, где собрана изумляющая воображение коллекция русских самоваров - огромных и миниатюрных, медных, серебряных, золотых, каждый из которых - художественная ценность.

Во времена рождения самовара туляки плавили металл в домашних печах, каждый по собственному рецепту, который держался в тайне. Вся женская часть семьи на время работы выпроваживалась за порог ? считалось, что "бабьи языки" могут разболтать секреты. Женщины собирались на посиделки в том доме, где в этот день не плавили, и, чтобы занять себя, придумывали новые рецепты печева. Так появился на свет один из русских кондитерских шедевров ? медовый "Тульский пряник", вкусный и красивый, справедливо считающийся одним из русских сувениров.

По старинному обычаю, в какое бы время ни приходил в дом гость, для него сразу ставился самовар. Наиболее популярным угощеньем к чаю были булочки, бублики, ватрушки, разные виды варенья. Пили из фарфоровых чашек или стеклянных стаканов с подстаканниками. Разливала чай и потчевала гостей хозяйка, но иногда это поручалось старшей дочери или любимой невестке. Наполненная чашка подавалась двумя руками, с приветливой улыбкой и пожеланием: "На здоровье!" или - "Благо дарю Вам!" Эти слова пронизывали дух чаепития, создавая ту добрую магию, что роднит, интригует, создает хорошее настроение.

Сегодня самовар потеснили (особенно в больших городах) более прагматичные электрические чайники. Увидеть самовар на домашнем столе - почти экзотика, пить чай из самовара, с бубликами и кренделями, - изыск. Но как и во все времена, чай подается гостю с традиционными словами - "Пейте, пожалуйста, на здоровье!"

Вечная чайхана

На Востоке, на Востоке
Что за небо без луны.
На Востоке, на Востоке
Что за жизнь без чайханы.

...Некий суфий, странствуя по Туркестану и устав в дороге, заехал в одно из селений близ китайской границы. Хозяин дома, в который он постучался, угостил путника горячим питьем, и усталость сразу прошла. Суфий воскликнул: "Вот это напиток! Его место в раю! Это - подарок Всевышнего!" И поспешил в путь, рассказывать людям о чае". Такой сюжет о проникновении чая в просторы Центральной Азии оставила народная молва.

Реальные факты свидетельствуют, что на рубеже XIX-XX вв. чайные заведения (чайханы) так распространились на территории края, что работу чайханщиков пытались оформить в особую профессию, со всеми присущими ей атрибутами - уставом (рисоля), социальной иерархией, процедурой обучения, специальными ритуалами посвящения учеников в мастера и пр.

Окончательное превращение чайханщиков в "особый цех" так и не состоялось, но это не помешало получить им особый статус в обществе. И сегодня искусный чайханщик ? лицо ценимое, уважаемое. В каждом селении Центральной Азии, даже самом маленьком, есть своя чайхана, где потчуют чаем - и в будни, и в праздники.

Чай в этих краях пьют помногу раз в день, таков стиль жизни: летом здесь жарко, и более всего утоляет жажду горячий чай, черный и зеленый. Зимой же - довольно холодно, и тогда хорошо согреться горячим чаем.

Но все же, что такое чаепитие в Центральной Азии? Чай здесь воспринимается как божественный напиток, требующий духовного общения. Как гласит узбекская поговорка, "чай - это долгая беседа добрых людей". Время от времени они пригубляют пиалу с горячим чаем. Неспешные разговоры, поучительные беседы, философствование ? все это требует хорошей компании. Гости, приглашенные на такую церемонию, принимают чай с благодарностью. Пьют напиток горячим, небольшими порциями, в традиционном варианте - без сладостей, хотя они все же присутствуют на столе. Старый, долго простоявший чай считается ядом.

Гостям, пришедшим в дом, первым делом подается свежезаваренный чай, и он уже не сходит со стола до окончания трапезы, какой бы она ни была ? пышной или скромной, только чайники меняются. Такой заведенный порядок живет в каждой семье.

У азиатского чаепития есть свой неизменный ритуал: разливает чай самый младший из собравшихся (младший не только по возрасту, но и по положению), наливает понемногу, "с уважением". Сохранилось множество рецептов заварки, в том числе и весьма экзотических. Скажем, один из рецептов жителей Бухары, "чои-сиёх" (черный чай), включает чай, соль, выжарки сала, перец.

У казахов принято пить черный чай с молоком, безо всякого жира. У западных казахов в чай добавляют молотое просо. Большинство киргизов предпочитает чай с молоком, иногда в него добавляются соль или сахар.

В Фергане, Хорезме, Бухаре, Самарканде, Кашка-Дарье и Сурхан-Дарье, популярен зеленый чай (кук-чой, чои-кабуд). В ташкентском регионе предпочитают черные чаи (кара-чой, чои-сиёх). Туркмены, пожалуй, стали пить чай самыми последними из азиатов, в XX веке, у них получил признание зеленый чай.

Чаепитие, конечно, может происходить в любых условиях, однако среднеазиатская классика это - чай на веранде близ чайханы. Общими чертами классической среднеазиатской чайханы считаются особая посуда - пиала и специфическая мебель - низкий столик "дастархан" (высотой 20-25 см.) с низкими сиденьями - "суфа".

... В самом слове "чайхана" есть особая музыка. Каждый ее слышит по-своему. Любопытным кажется восприятие московского литератора Алексея Алёхина: "?Я оказался в ней, случайно свернув за розовые дувалы. Меня прельстил зеленый чай, что и в жару пьется лучше ледяного вина, а осенью и зимой согревает. Одни только старики в теплых зимних халатах горбились на деревянных насестах, прикрытых полосатыми ковриками... Молчаливые старцы пили чай, откусывая от мелких, еле сладких белых конфет, рассыпанных перед каждым на тарелочке... Повсюду в этой чайхане, возле сидящих - в ветвях чинар, на решетке виноградника, где лежали сухие и пыльные в эту пору пустые плети, стояли и висели клетки с перепелами, кенарями, попугаями, кекликами. Узкие желтые листья сыпались сверху и плавали на дне остывших пиалок? Чайхана будет вечной... Даже тогда, когда в городах сносятся старые дома и строятся новые? будто из небытия, под старой чинарой на берегу журчащего арыка вырастет чайхана, маня своим легким дымком от самовара, и соберутся за долгой пиалой чая любители нешумных бесед".
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Кто предложен в новый состав кабмина
11.05.2024 20:42
Путин утвердил структуру нового правительства
11.05.2024 20:38
Антонов обвинил Запад в уничтожении исторической памяти на Украине
10.05.2024 07:18
Тайвань: страсти по генералиссимусу
09.05.2024 08:16
Представители Секретариата Шанхайской организации сотрудничества приняли участие в церемонии возложения венков
08.05.2024 06:16
Россию пригласят на юбилей высадки союзников в Нормандии, пишут СМИ
16.04.2024 12:18
В Крыму обосновали незаконность передачи полуострова УССР
13.04.2024 08:07
Россия потребовала от Германии признать блокаду Ленинграда актом геноцида
18.03.2024 18:44
В ГД внесли законопроект о признании передачи Крыма УССР недействительной
11.03.2024 20:49
ВФМ-2024: «Из России с любовью…»
11.03.2024 06:53
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.