Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
22:53Астана
21:23Тегеран
22:53Бишкек
22:23Дели
00:53Пекин
20:53Москва
21:53Исламабад
21:53Душанбе
21:53Ташкент
Наблюдатели:
19:53Минск
00:53Улан-Батор
21:23Кабул
Партнеры по диалогу:
21:23Манама
21:23Ереван
21:23Катманду
21:53Баку
19:53Каир
20:53Доха
20:53Эр-Рияд
20:53Эль-Кувейт
20:53Мале
20:53Абу-Даби
20:53Нейпьидо
19:53Анкара
23:53Пномпень
23:53Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

15.06.2024 06:07
Reuters узнал, что Германия помешала согласовать санкции против России
15.06.2024 06:04
Трамп обвинил Байдена в появлении российских кораблей на Кубе
15.06.2024 06:01
РФ требует внеблокового и неядерного статуса Украины, ее демилитаризации и денацификации
15.06.2024 05:57
Парламент ЮАР переизбрал Рамафосу президентом
15.06.2024 05:54
В Ростовской области сбили несколько БПЛА
14.06.2024 20:18
G7 потребовала от России выплатить Украине почти полтриллиона долларов
14.06.2024 20:14
Путин сообщил, что у РФ около 700 тыс. военных в зоне СВО
14.06.2024 20:11
Путину доверяют 81% опрошенных ФОМ россиян
14.06.2024 14:19
Путин заявил, что новые территории навсегда с Россией
14.06.2024 14:05
Путин предложил создать новую систему безопасности в Евразии без внешних сил
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
Россия – Узбекистан: диалог партнеров нуждается в инновациях
02.02.2011 12:18

"Залогом достижения очередного прорыва в сотрудничестве между Россией и Узбекистаном может стать консолидация интеллектуального капитала двух стран, интенсификация обмена ценной информацией научного, технологического, экономического и аналитического характера", - считает аналитик Владимир Парамонов. В интервью журналу «Новое восточное обозрение» он ответил на вопросы, касающиеся отношений России и Узбекистана.

Как вы оцениваете ретроспективы отношений между Россией и Узбекистаном?

- В начале 90-х годов, после распада Советского Союза Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии в целом крайне болезненно отреагировали на новые внешнеполитические ориентиры России по избавлению от «груза национальных республик» и ее интеграцию в евро-атлантическое сообщество. Это было воспринято как "предательство". Реакция на действия братской - в прямом смысле этого слова - страны, с которой тот же Узбекистан более 100 лет развивался в рамках единых государственных образований - Российской империи и затем СССР, была естественной.

Узбекистан долгое время пытался сохранить эти братские отношения с Россией, в том числе в сфере безопасности. Не случайно именно Россия и Узбекистан выступили инициаторами подписания в Ташкенте, в мае 1992 года, Договора «О коллективной безопасности» (ДКБ) СНГ, который стал первой попыткой формирования системы безопасности на постсоветском пространстве. С началом гражданской войны в Таджикистане именно Москва и Ташкент тесно координировали свои действия по оказанию военной помощи таджикским правительственным формированиям.

Начиная же с середины 90-х годов, когда концептуальной основой российской внешней политики становится курс на «многополярность», концептуально оформленный Евгением Примаковым, значение Узбекистана и всего региона в системе национальных приоритетов России существенно выросло. Однако на уровне практической реализации политика России продолжала оставаться во многом декларативной и носящей протокольный характер. Как результат, в конце 90-х годов имело место масштабное сокращение сотрудничества между двумя странами практически во всех сферах. Крайне показательно, что в 1999 году Узбекистан даже принял решение не участвовать в системе коллективной безопасности в рамках ДКБ, хотя сфера безопасности традиционно выступала приоритетной для республики.

Тем не менее, с приходом к власти в России нового поколения политиков во главе с Владимиром Путиным и по мере того как Кремль стал вносить в свою линию элементы большей гибкости, прагматизма и последовательности, российское направление постепенно стало важным и приоритетным во внешней политике Узбекистана. В свою очередь, именно узбекское направление, как представляется, стало для России наиболее крупным внешнеполитическим прорывом в начале нынешнего века. Прохладные отношения с российским руководством - с середины-конца 90-х годов вплоть до 2000 года - стали поводом для стратегического сближения Узбекистана с США. Однако на фоне постепенного разочарования в эффективности политики США, как в Афганистане, так и в центральноазиатском регионе, уже в 2002 году Узбекистан объявил о приостановлении своего членства в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Вскоре после этого, в 2004 году, Узбекистан подписал с Россией Договор «О стратегическом партнерстве», а в 2005 году – Договор «О союзнических отношениях». В январе 2006 года Узбекистан объявил о своем выходе из ГУУАМ и вступил в ЕврАзЭС.

Что вы думаете о современном состоянии российско-узбекских связей?

- Надо честно признать, что череда «прорывов» начала-середины первого десятилетия нынешнего века сменились некой стабильностью в отношениях в последующие годы, особенно с момента избрания президентом России Дмитрия Медведева. Возможно, что это совпало с мировым финансово-экономическим кризисом, было вызвано сокращением доходов в российский бюджет и соответственно сворачиванием программ международного и двустороннего сотрудничества. Тем не менее, факты остаются фактами и в последнее время можно наблюдать некоторое затишье в российско-узбекском взаимодействии по вопросам многостороннего экономического и военного сотрудничества. Так, Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС, занимает особую позицию по развитию военной составляющей ОДКБ, а также пока скептически относится к деятельности Таможенного союза. Тем не менее, необходимо отметить и то, что у России и Узбекистана в целом сохраняются крайне тесные и доверительные двусторонние политические отношения, сопровождающиеся к тому же ростом масштабов торговли и энергетического сотрудничества, а также достаточно высокая интенсивность взаимодействия по вопросам двусторонней, региональной и международной безопасности.

Во-первых, регулярно проводится согласование позиций – некая «сверка часов» и внесение предельной (насколько это возможно) ясности в планы сторон по целому комплексу вопросов двустороннего, регионального и международного сотрудничества: от развития двусторонних и многосторонних форм взаимодействия (водно-энергетические вопросы, сотрудничество в газовой сфере, политика ШОС и ОДКБ в отношении Афганистана и угроз региональной безопасности, поиск идей по экономической интеграции и коллективным усилиям по смягчению последствий мирового финансового кризиса) до координации усилий в диалоге с внешними силами, в первую очередь США и НАТО.

Во-вторых, принципиально значимым являются попытки сторон развивать двустороннее экономическое сотрудничество, где в качестве локомотива выступают стратегические по своему характеру связи в нефтегазовой отрасли. Перелом в этой сфере наступил после прихода к власти в России Владимира Путина и его команды. В результате подписания в 2002 году стратегического соглашения между «Газпромом» и «Узбекнефтегазом», российско-узбекское взаимодействие в нефтегазовой отрасли вступило в период подъема и стало набирать обороты. С 2004 года в Узбекистане начинается и проектно-инвестиционная деятельность крупнейших российских нефтегазовых компаний – «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа».

Интенсификация российско-узбекского взаимодействия в этой отрасли придала определенный импульс и торгово-экономическим связям. Так, начиная с 2003 года, двусторонняя торговля стала развиваться более поступательно и динамично. В период 2003-2008 годов двусторонний товарооборот вырос более чем в 3,3 раза – с 1,1 до 3,8 млрд долларов. В 2009 году российско-узбекский товарооборот, несмотря на негативное влияние мирового кризиса, увеличился еще на 16% – с 3,8 до 4,4 млрд долларов.

Поскольку Узбекистан располагает крупными месторождениями природного газа, нефтегазовая отрасль республики - предмет особого интереса России и российского бизнеса. Поэтому нефтегазовое сотрудничество между двумя странами в последнее время развивается только по нарастающей. Показательно, что именно в нефтегазовой отрасли Узбекистана представлена подавляющая часть российских инвестиций. Если в 90-х годах финансовые ресурсы из России в нефтегазовую отрасль Узбекистана практически не вкладывались, то по состоянию на начало 2010 года их объем достиг примерно $1,5 млрд. По некоторым оценкам, российские капиталовложения в нефтегазовую отрасль Узбекистана составляют около 60% от общего объема всех иностранных капиталовложений в республику. Важным конкурентным преимуществом России является то, что проектно-инвестиционная активность российских компаний, как правило, нацелена на более долгосрочную перспективу – 25-35 лет. В результате, уже до 2012 года общий объем российских инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана потенциально может увеличиться до $5-6 млрд.

Важно и то, что российские компании добились лидирующих позиций и в сфере добычи углеводородов. По итогам 2009 года, объемы добычи газа российскими компаниями составили порядка 5,5% от общей добычи газа в республике. Хотя указанная доля сама по себе невелика, тем не менее, очень показательна, учитывая тот факт, что нефтегазовые компании других стран в основном пока не приступили к промышленной добыче углеводородов в Узбекистане. К тому же, все российские проекты по освоению углеводородных месторождений Узбекистана находятся еще на начальной стадии, и в ближайшие годы доля российских компаний в добыче узбекского газа заметно возрастет. В среднесрочной перспективе российские компании планируют значительное увеличение добычи газа, а также и нефти в Узбекистане. Причем, наиболее оптимистические и конкретные планы имеет «ЛУКОЙЛ», который сегодня лидирует среди всех других компаний по объемам инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана, а также по объемам добычи газа в республике.

В-третьих, безусловно, обоюдно сильны ожидания от развития сотрудничества в военной сфере и по вопросам безопасности, военно-промышленной кооперации. Однако здесь многое будет зависеть от того, удастся ли Москве предложить Ташкенту долгосрочные формы взаимодействия по проблемам Афганистана, формированию эффективной системы региональной безопасности, развитию военно-промышленных связей.

Чем качественно характеризуются отношения Узбекистана с Россией?

- На уровне диалога лидеров двух стран (включая, безусловно, премьер-министра России Путина) эти отношения традиционно отличались и отличаются крайне высоким уровнем откровенности (причем, без явной «коммерческой составляющей» и спекуляций на ее тему), готовности доверительно обсуждать самые острые и сложные вопросы: обсуждать, даже не соглашаясь друг с другом, до конца отстаивая свою позицию, но не обостряя при этом личных отношений. На уровне общей политики данные отношения всегда отличались более четким пониманием как общности интересов, так и сохраняющихся различий в подходах, а также специфики ведения переговоров и выстраивания связей друг с другом. Иначе эти отношения можно назвать диалогом партнеров, при этом, безусловно, учитывающих вес своих стран в международных и региональных вопросах, понимающих принципиальную важность и ценность укрепления двусторонних контактов, но в то же время, уважающих право друг друга на реализацию своих национальных интересов. Как представляется, эта сложная и витиеватая формулировка все же достаточно полно вбирает в себя суть основных принципов российско-узбекского стратегического диалога, выстроенного в свое время Владимиром Путиным и Исламом Каримовым.

Как вы оцениваете перспективы развития сотрудничества между Россией и Узбекистаном?

- Перспективы российско-узбекского сотрудничества в значительной степени определятся характером дальнейшего развития именно двусторонних политических отношений, ролью и местом Узбекистана во внешней стратегии России в Центральной Азии и в рамках ШОС, в том числе во взаимодействии с другими странами региона и, в частности, в плане решения водно-энергетической проблемы, а также и участия России в стабилизации Афганистана. И в этом плане внушает оптимизм обоюдное желание сохранить и укрепить атмосферу партнерских, стратегических и доверительных отношений.

Тем не менее, надо понимать чего ожидает Узбекистан. А он ждет, прежде всего, большего понимания своей позиции по комплексу приоритетных и жизненно важных для него вопросов внешней политики, двусторонних и многосторонних отношений, в первую очередь водно-энергетической проблеме, необходимости совместных действий по стабилизации ситуации в Афганистане, в целом учета важной роли республики в процессах развития Центральной Азии. На уровне собственно двусторонних отношений, Узбекистан ожидает большего внимания России и российского бизнеса к инновационно-промышленному сотрудничеству и более активной инвестиционной политики России именно в несырьевых и высокотехнологичных секторах.

Что вы могли бы рекомендовать России и Узбекистану с точки зрения задачи дальнейшего развития отношений?

- На мой взгляд, залогом достижения очередного прорыва в сотрудничестве между Россией и Узбекистаном может стать консолидация интеллектуального капитала двух стран, интенсификация обмена ценной информацией научного, технологического, экономического и аналитического характера. Поэтому как ни странно это может прозвучать, но в качестве главного вектора дальнейшего сближения двух государств я вижу усиление взаимодействия аналитических структур в направлении повышения качества анализа и прогноза тех процессов и тенденций, в фарватере которых сегодня наши страны развиваются, что среди прочего может предполагать следующие рекомендации:

- необходимость организации и проведения на регулярной основе крупных межгосударственных аналитических проектов как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях;

- необходимость поиска новых, нестандартных и инновационных решений, в том числе асимметричных ответов на существующие угрозы безопасности, так как противодействовать им традиционными способами становится все труднее, а в ряде случаев – уже невозможно.

Не исключено, что низкое внимание именно к этим вопросам национального развития, двустороннего и многостороннего сотрудничества во многом объясняет тот факт, почему «пробуксовывают» многие инициативы и процессы .

Источник:"Центральная Евразия", www.ceasia.ru

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Китай: борьба с «тиграми и мухами»
13.06.2024 07:58
80 человек пострадали в Ереване во время столкновений возле здания парламента
13.06.2024 06:48
Афганские трудовые мигранты могут приехать в Россию
10.06.2024 21:25
Узбекистан: выбор сделан
10.06.2024 16:46
МИД: с учетом отказа Армении внести взнос требуется скорректировать бюджет ОДКБ
10.06.2024 07:43
В Крыму оценили ущерб от двух блокад
10.06.2024 07:16
Экс-глава МИД Австрии подтвердила планы Запада о разделе России на части
08.06.2024 20:59
Япония сочла неприемлемыми слова Путина об условиях возобновления диалога
06.06.2024 06:41
Путин считает, что после выборов в США их политика в отношении РФ не изменится
05.06.2024 21:32
Две площади – две большие разницы
04.06.2024 09:52
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.