Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
01:02Астана
23:32Тегеран
01:02Бишкек
00:32Дели
03:02Пекин
23:02Москва
00:02Исламабад
00:02Душанбе
00:02Ташкент
Наблюдатели:
22:02Минск
03:02Улан-Батор
23:32Кабул
Партнеры по диалогу:
23:32Манама
23:32Ереван
23:32Катманду
00:02Баку
22:02Каир
23:02Доха
23:02Эр-Рияд
23:02Эль-Кувейт
23:02Мале
23:02Абу-Даби
23:02Нейпьидо
22:02Анкара
02:02Пномпень
02:02Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

28.03.2024 21:28
СК получил доказательства связи террористов из "Крокуса" с Украиной
28.03.2024 17:43
Генпрокуратура потребовала изъять крупнейшего производителя вина
28.03.2024 17:37
NYT: США утаили от России часть информации об угрозе теракта в "Крокусе"
28.03.2024 17:32
Премьер Италии осудила Макрона за идею отправить войска на Украину
28.03.2024 07:05
Байден с небольшим перевесом опережает Трампа по результату опроса
28.03.2024 07:00
Власти Нигера ждут от США планов вывода американского контингента
28.03.2024 06:54
В МО РФ продолжается выдача электронных удостоверений ветерана боевых действий
28.03.2024 06:48
В ООН сообщили, что российские военнопленные на Украине подвергаются пыткам
28.03.2024 06:44
F-16 на Украине и опасность ура-патриотов. О чем говорил Путин на встрече с летчиками
28.03.2024 06:40
Путин считает, что заявления в духе "Россия только для русских" могут развалить страну
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Центральная Азия под "непромокаемым зонтиком" ШОС
16.05.2012 11:49 Кирилл Барский, национальный координатор России в ШОС, посол по особым поручениям

Размышления накануне саммита в Пекине

Завершается в целом весьма успешное председательство Китая в ШОС, проходящее под девизом укрепления добрососедства и дружбы в регионе. В июне столица КНР будет принимать саммит ШОС. Он станет крупным событием в международной жизни. Впрочем, иначе и не может быть: в Пекине соберутся главы государств-членов авторитетной международной региональной организации, в состав которой входят ни много ни мало две ядерные державы, постоянные члены Совбеза ООН.

Когда-то регион Центральной Азии был частью обширной зоны генезиса, движения и взаимного влияния различных народов. Здесь зарождались, поднимались, достигали своего расцвета и переживали упадок города, государства, империи. Воевали и мирились, объединялись и распадались.

Здесь успешно занимались сельским хозяйством и ремеслами, а свою продукцию широко экспортировали. Торговали и, следовательно, общались с инородцами и иноверцами, обменивались знаниями и опытом, перенимали друг у друга все лучшее. Здесь проходил «Великий шелковый путь». Разливаясь на многочисленные ручейки – они охватывали огромные пространства от Афганистана на юге до районов Южного Урала на севере, текли с Востока на Запад и с Запада на Восток торговые караваны, связывая воедино последовательно Русь - Московию - Россию и Китайскую империю друг с другом, с народами, населявшими центральноазиатские пространства.

Сегодня Центральная Азия – регион, активно вовлеченный в мировую политику и экономику, в региональные дела. Это оживленный перекресток, где пересекаются самые различные политические и экономические интересы, через который проходят стратегически важные транспортные коммуникации, где происходит соприкосновение и взаимовлияние культур и религий, современных идей и древних традиций. Новый «постпостбиполярный» этап развития человечества, характеризующийся обострением борьбы за доступ к энергетическим ресурсам, сделал этот богатый углеводородами край объектом жесткой конкуренции. К сожалению, сгущение острых угроз безопасности, не знающих национальных границ, глобальный финансовый кризис, нарастание элементов неопределенности в международных отношениях не обошли стороной и Центральную Азию. И это вдобавок к существующим здесь своим, «домашним» проблемам.

Государства Центральной Азии проводят активную, многовекторную внешнюю политику, развивают отношения как с соседями, так и с внерегиональными странами, реализуют свои национальные интересы через участие в различных многосторонних региональных объединениях. Одно из них - образовавшаяся в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества. В атмосфере возобладавших к концу 90-х годов центростремительных тенденций Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан раскрыли над собой «зонтик», под которым каждый из участников этого нового проекта почувствовал себя более комфортно, получил возможность коллективными усилиями защищать свои и продвигать общерегиональные интересы.

За созданием и успешным становлением ШОС стоит целый ряд факторов. Среди резонов, побудивших центральноазиатскую четверку пойти на учреждение ШОС, я особо выделил бы два: нарастание разноликих угроз, противодействие которым наиболее реально только в союзе с Россией и Китаем, и привлекательные возможности для экономического и гуманитарного сотрудничества, а значит – и для собственного развития.

Чтобы сказанное не повисло в воздухе пустой фразой, попробуем разобраться: о каких угрозах идет речь, как им противостоять и какие возможности сотрудничества в рамках ШОС выглядят притягательными.

Безопасность и ее множащиеся грани: перед лицом нарастающих угроз надо держаться вместе

Одной из главных ценностей, которой особенно гордятся и дорожат в регионе ШОС, является стабильность. С появлением феномена «твиттерных революций», по мере того, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превращались в политическое оружие, применяемое для дестабилизации ситуации в развивающихся странах, опасность повторения североафриканско-ближневосточных сценариев в Центральной Азии стала восприниматься как нечто вполне вероятное. На подобные мысли наводит наличие в странах региона схожих проблем, спровоцировавших массовые беспорядки в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Сирии.

Для шосовских стран взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга – основа основ их мироощущения, базовые принципы Организации, закрепленные в ее Хартии (хотя случается, что и некоторые члены ШОС в пылу споров на время про Хартию забывают). Но как быть, если беда придет со стороны? Ведь ШОС – не военный союз.

В современных условиях, когда от региональных организаций требуется умение быстро и эффективно отвечать на возникновение всевозможных кризисов, государства-члены ШОС сочли необходимым и своевременным внести изменения в Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе, утвержденное на саммите ШОС в 2009 году в Екатеринбурге. Новая редакция Положения, предусматривающая широкий спектр мер предупреждения кризисных ситуаций и реагирования на них невоенными средствами, была одобрена на 7-й встрече секретарей советов безопасности государств-членов ШОС, состоявшейся 12 апреля с.г. в Пекине, и будет вынесена на утверждение глав государств.

По понятным причинам гораздо богаче арсенал возможностей у Организации Договора о коллективной безопасности. ШОС связывают с ОДКБ тесные партнерские отношения, которые в современной обстановке приобретают особую значимость. От того, насколько четко две организации отработают механизм «разделения труда» и координации действий на случай вспышек в регионе нештатных ситуаций, будет во многом зависеть региональная стабильность и безопасность, в том числе национальная безопасность центральноазиатских государств.

Осознание на рубеже тысячелетий реальности угроз информационной безопасности произвело переворот в головах людей в разных уголках мира. На коллективном уровне одними из первых к этой проблеме во всем ее многообразии обратились эксперты стран ШОС. Так появилось межправительственное Соглашение о сотрудничестве в обеспечении международной информационной безопасности 2009 года. В нем прописаны направления совместного противодействия угрозам военно-политического, террористического и криминального характера в области ИКТ. После вступления соглашения в силу стороны приступили к его практической реализации – начата работа по выстраиванию комплексного механизма взаимодействия шести стран. Стоит ли говорить, что выиграют от этого все участники ШОС, но в первую очередь – центральноазиатские государства. Теперь они могут быть уверены, что не останутся один на один с киберугрозой со стороны более сильного в технологическом отношении противника, кто бы им ни был – злонамеренное государство, террорист или банальный мошенник.

В высшей степени актуальна для ШОС и тема обеспечения энергетической безопасности: в состав Организации входят и страны-производители энергоресурсов, и их потребители, и транзитеры. Казалось бы, сама конфигурация ШОС – организации с исключительно высоким уровнем внутреннего доверия – подводит к тому, чтобы договориться о принципах регионального сотрудничества ко всеобщей выгоде. Россия еще в 2006 году выступила с инициативой создания открытой дискуссионной площадки для неформального обмена мнениями между представителями профильных государственных структур, деловых и научных кругов заинтересованных сторон по энергетическим стратегиям и любым другим вопросам из области энергетики и энергетической безопасности. И вот теперь эта идея начинает реализовываться на практике. Готовится запуск Энергоклуба с участием государств-членов, наблюдателей при ШОС и партнеров по диалогу ШОС. Складывается именно клуб по интересам, и круг проявляющих такой интерес уже довольно широк. Достаточно сказать, что это начинание с энтузиазмом поддержали Индия, Иран, Пакистан, Белоруссия и Шри-Ланка.

Другая новая для ШОС проблема - продовольственная безопасность. И вновь очевидна взаимодополняемость стран, входящих в это объединение. Озвучены первые конкретные инициативы – о формировании в рамках ШОС резерва зерна в целях расширения возможностей для стабилизации регионального зернового рынка и реагирования на чрезвычайные ситуации (Россия), о создании «Банка семян ШОС» (Китай). Начнется все, как обычно, с разработки Концепции – свой проект уже подготовили в Пекине.

Шестерка стран ШОС намерена повысить эффективность сотрудничества в вопросах чрезвычайного реагирования. В настоящее время сторонами готовится Протокол к Соглашению между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций 2005 года. Смысл его подписания – в утверждении 11 типовых форм документов (запрос о помощи, перечень поставляемого оборудования и т.п.), оперативное направление и обработка которых в условиях ЧС может спасти человеческие жизни, ускорить оказание необходимой помощи. Планируется, что Протокол будет подписан уже в июне этого года «на полях» саммита ШОС в Пекине.

Все, что перечислено выше, - конкретные проявления угроз и рисков, с которыми сталкиваются или могут столкнуться, разумеется, не только центральноазиатские страны. Перед лицом опасностей нового века равны все участники Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому и «зонт безопасности» у них общий, один на всех, а его прочность зависит от единства стран-членов, от результативности их взаимодействия.

Афганистан: кому – далекая война, кому – вечное соседство

Ситуация в Центральной Азии тесно связана с тем, что творится в Афганистане. Именно поэтому противодействие угрозам терроризма и наркотрафика, которые, увы, исходят главным образом с территории, неконтролируемой правительством ИРА и МССБ, по-прежнему венчает перечень приоритетов деятельности ШОС.

Борьба с терроризмом в рамках «шанхайской шестерки» вышла, что называется, на проектную мощность. Об этом свидетельствуют итоги 20-го заседания Совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС), которое прошло 30 марта с.г. в Ташкенте. К саммиту ШОС подготовлена Программа действий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы. Планируется усилить оперативную работу, координацию между пограничными службами, взаимодействие с партнерскими контртеррористическими центрами. К деятельности РАТС будут подключаться государства-наблюдатели.

Развернулась интенсивная работа на антинаркотическом направлении – поток наркотиков из Афганистана буквально захлестнул Центральную Азию, угрожая жизни и здоровью граждан, а по мнению ряда экспертов – и основам государственности отдельных стран. Полноводной рекой наркотики отсюда текут в Россию, все глубже проникают в Китай. ФСКН России и ее шосовские службы-партнеры бьют тревогу. 2 апреля с.г. в Пекине на совещании руководителей компетентных ведомств, отвечающих в государствах-членах ШОС за борьбу с наркоугрозой, был достигнут ряд важных договоренностей о путях реализации Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 годы. Решено создать в одном из органов ШОС координационное подразделение по борьбе с наркотиками, наладить обмен информацией о финансировании терроризма за счет средств от незаконного оборота наркотиков, плотнее сотрудничать с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Российская делегация выступила на встрече с пакетом серьезных инициатив. В их числе – создание Интерактивной карты посевов афганских опиатов и нарколабораторий, развитие оперативного сотрудничества, скоординированные действия по подготовке афганских наркополицейских, проведение конференции ШОС по проблеме борьбы с производством и контрабандой наркотиков.

Свои задачи решают военные. В июне этого года в Таджикистане пройдут очередные Антитеррористические учения «Мирная миссия-2012». План этих учений был утвержден на совещании министров обороны государств-членов ШОС 24-26 апреля с.г. в Пекине. Все будет происходить в условиях, приближенных к тому, что может произойти в реальности.

Но есть у афганского сюжета и другая сторона. Встающее на ноги правительство ИРА, которому постепенно передаются полномочия в сфере безопасности, нуждается в поддержке. Причем свое будущее афганцы не видят вне регионального контекста, без членства в большой евразийской «семье». Кабул тянется к ШОС – в июне 2011 года Афганистан подал официальную заявку на получение статуса наблюдателя при ШОС, которая сейчас рассматривается. Думается, что вовлечение Афганистана в деятельность ШОС – безусловно, в общих интересах.

Задачи обеспечения региональной стабильности побуждают ШОС к тому, чтобы четко определиться по вопросу о политике в отношении Афганистана. Разумеется, динамика ситуации в этой стране с учетом «фактора 2014 года» может потребовать от ее членов внесения коррективов в свою линию в афганских делах, но отгородиться от них уже не получится. Не случайно многие эксперты называют Афганистан одним из основных испытаний, через которые предстоит пройти ШОС в ближайшие годы.

Сейчас в регионе существует целый ряд региональных структур, в повестке дня которых фигурирует тема Афганистана. Добиваться координации их усилий по оказанию содействия Кабулу в восстановлении безопасности и возрождении экономики призван инициированный в ноябре прошлого года Афганистаном и Турцией «Стамбульский процесс». Представляется, что ШОС как ключевая региональная организация, с самого начала принимавшая деятельное участие в согласовании Стамбульской декларации об укреплении региональной безопасности и сотрудничества в «Сердце Азии» и запуске «Стамбульского процесса», имеет все основания для того, чтобы стать ведущим партнером Афганистана в его продвижении.

Подходы государств-членов ШОС и других стран и международных организаций в контексте Афганистана едины далеко не во всем. В то же время было бы несправедливо отрицать наличие общих интересов. Имеются, видимо, возможности для взаимовыгодного сотрудничества между ШОС, с одной стороны, и США и НАТО, с другой. Взять хотя бы те же наркотики. А вот над повесткой дня взаимодействия стоит поразмыслить, посоветоваться в шосовском кругу. Критерий тут может быть только один – отвечает это интересам ШОС и ее членов или нет.

Евразийский перекресток: дороги, которые мы не выбираем

Центральная Азия – неотъемлемое звено всех транспортных коммуникаций Евразии. Через территории расположенных здесь стран пролегают железные и автомобильные дороги, авиационные трассы, трубопроводы, соединяющие их между собой и с соседними государствами – Россией, Китаем, Ираном, Афганистаном, Туркменией, Монголией, с другими странами. Они образуют разветвленную сеть, которую можно считать общим бесценным достоянием. Грамотное использование и последовательное расширение этой сети – поистине «золотая жила» для включенных в нее стран. Центральноазиатские партнеры здесь оказываются в двойном выигрыше – можно и национальные транспортные системы поднять, и заработать на транзите.

Вот почему развитие транспортной инфраструктуры страны-члены ШОС ставят во главу угла всей работы на экономическом азимуте. Начали с автомобильных дорог. В качестве «пилотных проектов» достраиваются отдельные участки сквозных автомагистралей. Завершена подготовка межправительственного Соглашения о создании благоприятных условиях для международных автомобильных перевозок. Остается согласовать отдельные маршруты перевозок и сроки открытия движения по ним. Подписание указанного Соглашения позволит к 2020 году, когда будет завершено строительство необходимой дорожной инфраструктуры, без каких-либо препятствий пересекать все пространство ШОС от Санкт-Петербурга на Балтике до порта Ляньюньган на тихоокеанском побережье КНР.

На повестке дня – трехсторонний проект Россия-Казахстан-КНР по строительству международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». По предложению России условились разработать Программу скоординированного развития автомобильных дорог государств-членов ШОС дорог в соответствии с общими интересами и потребностями регионального торгово-экономического сотрудничества.

Следующая задача – повышение взаимосвязанности различных видов транспорта на пространстве ШОС, прежде всего в Центральной Азии. Способствовать этому должно создание транспортно-логистических центров. Этот мегапроект при поддержке со стороны государств-членов продвигает Деловой совет ШОС. Его реализация потянет за собой развертывание взаимодействия по использованию и дальнейшему развитию инфраструктуры в области железнодорожных и авиационных коммуникаций.

Информационно-коммуникационный трафик – тоже своего рода дорожная сеть. Вот уже несколько лет Россия, Китай и центральноазиатские государства работают над реализацией проекта «Высокоскоростная информационная магистраль ШОС». Российская сторона предложила взять на вооружение разработанную нашими специалистами модель формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств-членов ШОС. Китайские партнеры вышли с инициативой создания шосовской «Платформы электронной торговли».

Мы действительно не выбираем эти дороги – они выбирают нас, наши страны, их экономики, которые с течением времени становятся все более взаимосвязанными. Но наибольшей степени экономического сотрудничества – интеграции – на евразийском пространстве добилось другое объединение – Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. На базе этого интеграционного ядра сегодня предлагается создание Евразийского экономического союза – «мощного наднационального объединения, способного … играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

Когда мы говорим о выходе на АТР, то в первую очередь подразумеваем Китай – этот «турбогенератор» регионального и мирового экономического развития. Полагаю, что одной из непростых, но очень важных задач на будущее станет поиск оптимального варианта встраивания ШОС в складывающуюся систему евразийской интеграции.

Сообщество «континенталов»: навык сосуществования и новая идентичность

У государств, входящих в состав ШОС, разные цивилизационные корни. У каждого своя история, самобытная культура, историческая память, свой путь развития. Перипетии развития этой обширной территории глубоко проанализировал и блестяще описал в своих книгах Л.Н.Гумилев, чем внес значительный вклад в развитие «евразийства». Как известно, теоретики этого движения строят свои постулаты на общности исторических судеб и типологическом единстве психоэтнических характеристик народов Евразии, чьи формы бытия и национальные характеры формировались под объединяющим влиянием русского суперэтноса. Лидеры «неоевразийства» выводят из этого необходимость консолидации Евразии (без Китая) в самостоятельный полюс зарождающегося нового миропорядка.

Близость народов России и Центральной Азии, почти полтора века проживавших в рамках единого государства, самоочевидна. Между тем много общего можно найти у наследников Древней Руси и Великой степи с Китаем. Для всех возникавших на этом пространстве с непростыми географо-климатическими условиями государственных образований были характерны черты восточной деспотии, их общества не были подвержены влиянию развивавшихся в лоне европейской цивилизации идей свободы и демократии. В новейшее время на этой почве хорошо прижились эгалитаристские концепции. Именно здесь в результате прихода к власти коммунистов был осуществлен социалистический эксперимент. Выйдя несколько десятилетий спустя из недр административно-командной системы, эти страны сравнительно поздно встали на рельсы рыночной экономики, пройдя через тяжелый период адаптации к новым условиям существования. Наконец, у народов теперешних шосовских стран за долгие столетия проживания на обширных просторах суши сформировался «континентальный менталитет», проявляющийся, по выражению Н.Я.Данилевского, «в гармоничном сочетании оседлого и степного начал», в патриархальности и веротерпимости, выработалась привычка к бесконфликтному сосуществованию с соседними странами и народами.

ШОС содержит в себе значительный потенциал «единства в многообразии», что имеет большое значение для упрочения базы общественной поддержки ШОС. Ее развитие объективно способствует укреплению «чувства общности» входящих в нее стран. Некоторые эксперты рассматривают данную тему как стратегическую. И действительно, среди целей и задач ШОС укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства стоит в Хартии на первом месте.

В огромной степени этому призвано помочь взаимодействие в культурно-гуманитарном измерении. Многое здесь уже делается. В качестве примеров можно привести шаги, предпринимаемые в сфере образования – это и реализация проекта Университета ШОС (кстати, в этом году сертификаты об окончании магистерских программ будут вручаться первым выпускникам), проведение недель образования и форумов ректоров вузов, разработка программы противодействия экстремизму методами «мягкой силы». Заслуживает внимания идея налаживания в рамках ШОС межцивилизационного диалога.

Сейчас трудно предсказать, приведет ли развитие Шанхайской организации сотрудничества к возникновению некоего сообщества ШОС (следует заметить, что многие региональные организации ставят перед собой такие задачи – перед глазами у нас примеры Евросоюза, АСЕАН). Но наличие предпосылок для обретения ШОС в будущем новой идентичности можно с уверенностью констатировать.

Единый голос слышен громче: координация действий на внешнеполитической сцене

Общность государств-членов ШОС видна невооруженным глазом, когда берешься анализировать подходы шести стран к основным международным и региональным проблемам. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН мы отстаиваем в дискуссиях с зарубежными партнерами схожие принципы, в едином ключе реагируем на мировые события. Это создает объективную основу для внешнеполитического взаимодействия, для блокирования по тем вопросам, где позиции стран ШОС созвучны, для взаимной поддержки. При этом несовпадения в подходах к отдельным вопросам не должны восприниматься как трагедия: в конце концов в ШОС объединились независимые государства со своими внешнеполитическими взглядами и задачами. У них есть законное право соглашаться друг с другом не во всем.

Еще буквально вчера в ООН, где большинство государств принадлежит той или иной группировке, мы были каждый за себя. Сегодня же постпреды стран-членов ШОС ведут друг с другом интенсивные консультации, обмениваются информацией, анализируют ситуацию, вместе ищут нужные решения. Это особенно важно для небольших миссий, которым порой трудно за всем уследить. Но даже крупные страны всегда ощущают себя уютнее, когда имеют твердую поддержку со стороны единомышленников.

Последние несколько лет представитель председательствующего государства выступает от имени ШОС по ряду пунктов повестки дня сессий Генассамблеи. Главное выступление – по теме «Терроризм». Убежден, что список вопросов, по которым мы говорим одним голосом, будет только расти.

Наконец, общие оценки международной обстановки ежегодно включаются в итоговые документы саммитов ШОС, информационные сообщения по итогам заседаний СМИД.

Государства-члены ШОС выдвигают на международной арене совместные инициативы. Так, в сентябре 2011 года постпреды направили Генеральному секретарю ООН письмо с просьбой распространить в качестве официального документа 66-й сессии ГА ООН рожденный в рамках ШОС проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности».

Особое внимание, естественно, уделяется взаимодействию в региональных делах. Все более результативно проходят ставшие уже регулярными консультации заместителей министров иностранных дел государств-членов ШОС, государств-наблюдателей и Афганистана по вопросам обеспечения региональной безопасности. Как подчеркивается в сообщении для печати по итогам последнего раунда, состоявшегося в Пекине 30 марта с.г., стороны «единодушно отметили необходимость укрепления регионального сотрудничества в интересах безопасности, стабильности и развития в регионе». Нет сомнения, что практика проведения таких консультаций в «расширенном шосовском формате» будет продолжена. Их участники подтверждают готовность встречаться и «сверять часы» как накануне крупных международных мероприятий по Афганистану, так и в плановом режиме в столицах, причем не только стран-членов ШОС, но и государств-наблюдателей.

Случайно ли в этих условиях, что интерес к ШОС неуклонно растет? Причем со стороны стран, географически относящихся к разным субрегионам - от Ближнего Востока и Закавказья до Южной и Юго-Восточной Азии.

Внерегиональные игроки: будьте как дома, но не забывайте, что в гостях

После распада СССР на центральноазиатском пространстве появилось немало новых лиц. Так, все более серьезное внимание уделяют Центральной Азии в Вашингтоне. Особенно в последнее время, в связи с планами вывода американских войск из Афганистана.

По итогам комплексного обзора политики США в регионе администрация Б.Обамы определила пять основных приоритетов: расширение сотрудничества с центральноазиатскими государствами в целях содействия коалиционным силам в Афганистане; развивать и диверсифицировать маршруты поставок энергоресурсов региона; поощрять политическую либерализацию и уважение прав человека; повышать конкурентоспособность рыночных экономик и содействовать экономическим реформам; предотвращать появление несостоявшихся государств. Нетрудно заметить, что эти приоритеты в первую очередь являются отражением базовых постулатов внешней политики США и призваны обслуживать реализацию американской концепции «Большой Центральной Азии». Не все из них и не во всем отвечают реальным потребностям центральноазиатских государств.

Важное значение центральноазиатскому направлению придает ЕС. Брюссель принял специальный документ под названием «Евросоюз и Центральная Азия: стратегия нового партнерства (2007-2012 гг.)». Сейчас готовится его «римейк» на очередной пятилетний период. В есовской стратегии подчеркивается, что у объединенной Европы и региональных государств общие цели – достижение стабильности и процветания посредством мирного взаимодействия. При этом авторы стратегии добавляют, что к задачам ЕС в регионе относятся также развитие и консолидация стабильных, справедливых и открытых обществ, обеспечение приверженности центральноазиатских партнеров международным нормам, надлежащее управление, верховенство закона, права человека и демократия. В экономической сфере упор делается, как и в случае с американцами, на энергетику. Это, кстати, заставляет задуматься, чего здесь больше – стремления к взаимовыгодному сотрудничеству или геополитических соображений.

США, Евросоюз (в особенности Германия), Япония, Турция много делают в части оказания помощи странам Центральной Азии в преодолении стоящих перед ними трудностей. Определение характера этого взаимодействия и его направлений должно быть суверенным решением самих центральноазиатских государств и их далеких партнеров.

Другое дело, когда фактором экономической и иной помощи злоупотребляют для того, чтобы попытаться вытеснить из региона Центральной Азии те страны, чье политическое, экономическое, культурно-духовное присутствие обусловлено историей, служит опорой местных государственных институтов и важной составляющей жизни простых людей. Когда предпринимаемые действия направлены на то, чтобы нарушить сложившиеся двусторонние связи и многосторонние механизмы сотрудничества. Особенно чувствительным является вопрос о стремлении отдельных «внерегионалов» договориться о размещении в регионе своей военной инфраструктуры. Хотелось бы надеяться, что новые друзья Центральной Азии будут дорожить существующей здесь стабильностью, с уважением относиться к реалиям этого сложного и не всегда, быть может, понятного для посторонних «мира», к его традициям и устоям. При этом необходимо помнить: партнеры издалека приходят и уходят, а старые друзья и соседи остаются.

Пекинский саммит ШОС: важный этап в разработке планов на будущее

Завершается в целом весьма успешное председательство Китая в ШОС, проходящее под девизом укрепления добрососедства и дружбы в регионе. В июне столица КНР будет принимать саммит ШОС. Он станет крупным событием в международной жизни. Впрочем, иначе и не может быть: в Пекине соберутся главы государств-членов авторитетной международной региональной организации, в состав которой входят ни много ни мало две ядерные державы, постоянные члены СБ ООН. Ожидается прибытие на саммит высших руководителей государств-наблюдателей при ШОС - Индии, Ирана, Монголии и Пакистана. Приглашения направлены президентам Афганистана и Туркмении, которых китайские организаторы саммита хотели бы видеть в качестве гостей председательствующей стороны.

Для нас предстоящий саммит будет иметь особое значение еще и потому, что в нем примет участие Президент Российской Федерации В.В.Путин, стоявший у истоков создания ШОС.

К пекинскому заседанию Совета глав государств-членов ШОС готовится большое количество документов. По итогам саммита планируется принять Декларацию. Но, пожалуй, самым важным итогом саммита должно стать утверждение основ стратегии дальнейшего развития ШОС, на базе которых на следующем этапе будет разработана сама стратегия.

Итак, ШОС активно верстает планы на будущее. По мере укрепления Организации ткань ее «зонтика» становится все более плотной и, образно говоря, непромокаемой. Именно это обстоятельство открывает перед ШОС новые перспективы – в интересах всех и в том числе, а возможно и в первую очередь, центральноазиатских государств-членов.

Источник: "Международная жизнь"

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Приспущены флаги государств-членов ШОС
24.03.2024 16:30
Встреча Генерального секретаря ШОС с Министром иностранных дел России
19.03.2024 21:16
Миссия наблюдателей от ШОС за выборами Президента Российской Федерации
16.03.2024 19:49
Конференция "Межкультурный диалог государств-членов Шанхайской организации сотрудничества"
11.03.2024 06:25
Очередное заседание Совета национальных координаторов ШОС
08.03.2024 08:13
Круглый стол "Экологическая безопасность в государствах-членах ШОС"
28.02.2024 06:41
Генсека ООН ждут в Казахстане на саммите ШОС
27.02.2024 08:56
Прием по случаю 20-летия Секретариата ШОС
23.02.2024 08:17
Совещание министров энергетики государств-членов ШОС
08.02.2024 07:02
Генеральный секретарь ШОС принят Министром иностранных дел Азербайджана
07.02.2024 07:17
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.