Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Российской академии наук Санкции не в силах поставить Иран на колени / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Инфофорум Югра
Участники:
18:29Астана
18:29Бишкек
17:59Дели
20:29Пекин
16:29Москва
17:29Исламабад
17:29Душанбе
17:29Ташкент
Наблюдатели:
16:59Тегеран
15:29Минск
20:29Улан-Батор
16:59Кабул
Партнеры по диалогу::
16:59Ереван
17:59Катманду
17:29Баку
15:29Анкара
19:29Пномпень
17:59Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

09.12.2019 17:27
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил обжаловать решение WADA
09.12.2019 16:46
В Ташкенте презентовано пятое издание Красной книги Узбекистана
09.12.2019 16:15
В Нью-Дели число жертв пожара на фабрике возросло до 43 человек
09.12.2019 15:35
Российская кинокомпания снимет в Узбекистане сказку "Маленький Мук"
09.12.2019 15:14
Глава МИД России Лавров посетит Узбекистан
09.12.2019 14:43
На границе произошла перепалка между военными Узбекистана и гражданами Киргизии
09.12.2019 14:11
В Нур-Султане открыли центр исследования медикаментов
09.12.2019 13:28
Переговоры Путина и Лукашенко длились более пяти часов
09.12.2019 12:50
Россия и Монголия создадут рабочую группу по подготовке ТЭО газопровода в Китай
09.12.2019 12:19
Индия испытала разработанную в партнерстве с Россией сверхзвуковую ракету
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Санкции не в силах поставить Иран на колени
04.04.2012 17:14 Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Российской академии наук

Продолжая более чем 30-летний курс конфронтации с Тегераном, Вашингтон всячески стремится добиться максимальной международной политической, военной и финансово-экономической изоляции Ирана.

Еще в 1996 году Конгресс США утвердил закон об ограничительных санкциях в отношении Ирана, где, помимо прочего, было указано, что американские компании, инвестировавшие в энергетику Ирана более $20 млн, будут также подвержены санкциям. Их список внушителен: запрет на межбанковскую деятельность; аннулирование лицензий компаний-"нарушителей" на экспорт оборудования в США; запрет на кредиты более $10 млн у американских банков; запрет американским компаниям инвестировать средства в компанию - "нарушитель"; запрет на покупку долговых обязательств американского правительства; запрет американским компаниям импортировать оборудование в указанное государство. В целом эти санкции запрещают американским компаниям проводить практически все финансово-экономические операции с Тегераном, в том числе, участвовать в разработке нефтегазовых месторождений.

Под предлогом необходимости предотвратить создание Ираном ядерного оружия Вашингтон инициировал введение антииранского санкционного режима и в рамках ООН. В июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял уже четвертую по счету резолюцию об ужесточении санкций в отношении Ирана. Россия, вместе с Великобританией, Францией, США, Китаем и Германией, участвовала в подготовке этого документа. Он предусматривает запрет на поставки в Иран танков, кораблей, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, ударных вертолетов, ракет и ракетных систем. Меры по выполнению этой резолюции СБ ООН были определены указом президента Дмитрия Медведева и предусматривали ограничения в военно-техническом сотрудничестве с Ираном, которые, по сути, привели к запрету поставок широкой номенклатуры продукции военного назначения. В частности, под запрет попали танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолёты и вертолёты, военные корабли, ракеты или ракетные системы, а также зенитные ракетные комплексы С-300.

В январе 2012 года Евросоюз, в свою очередь, одобрил введение дополнительных всеобъемлющих и беспрецедентных санкций против Ирана. Они касаются импорта, торговли и транспортировки углеводородов, а также сопутствующих финансовых и страховых операций. Инвестирование в нефтехимические компании Ирана или создание совместных предприятий с ними больше не допускаются. По мнению лидеров ЕС, эмбарго может нанести Тегерану чувствительный ущерб, поскольку углеводороды, топливо и сопутствующие продукты составляют более 90 % всего иранского экспорта в страны Евросоюза. Вторая по объему статья – продукция химической промышленности – составляет лишь 5,2 %, на третьем месте сельскохозяйственные продукты (2,6 %).

Вместе с тем, страны ЕС потребляют менее четверти продаваемой Ираном нефти на сумму около $13 млрд в год. Большую же часть своих углеводородов Тегеран экспортирует в Китай (20 %), Японию (18 %) и Индию (16 %). Ни одна из этих стран режим эмбарго пока не поддержала, хотя Япония и пытается снизить свою зависимость от иранской нефти.

ЕС также заморозил активы иранского Центробанка, находящиеся в Европе, торговлю золотом, ценными металлами и алмазами с иранскими компаниями, правительственными учреждениями и Центральным банком. Запрещена и передача банкнот, номинированных в иранской валюте, и монет иранскому Центробанку, а также продажа еще ряда товаров. Это - очередной пакет мер, направленных на финансово-экономическое "удушение" Ирана.

В обоснование все новых ограничительных санкций против этой страны к главному обвинению - стремление заполучить ядерное оружие - Вашингтон навешивает Ирану ярлык главного спонсора мирового терроризма. В частности, иранские власти обвиняются в том, что через территорию Ирана, якобы, осуществляется транзит людских и финансовых потоков "Аль-Каиды" в Афганистан и Пакистан. "Изобличая секретные сделки Ирана с "Аль-Каидой", направленные на ее поддержку, мы еще раз хотим подчеркнуть, что Тегеран является крупнейшим в мире спонсором терроризма", - именно так оценил Иран заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн. По сути, ничего нового в своих дежурных претензиях к странам-изгоям американская администрация и на этот раз не выдвигает. Все те же, дискредитировавшие себя в Ираке и Афганистане, аргументы: наличие оружия массового поражения, пособничество международному терроризму. Однако совершенно прозрачным остается стремление Вашингтона во что бы то ни стало сменить неугодный Западу режим исламского фундаментализма в Тегеране.

На фоне последних акций США и ЕС в отношении Ирана в очередной раз появилась иллюзия возможного краха правящего режима, который, якобы, может не выстоять под напором новой волны санкций. Экономика, мол, познает хаос, финансовые институты лишатся последних международных связей, внешнюю торговлю парализует дефицит валютных средств, что, в конечном итоге, приведет к ухудшению социально-экономического положения страны, падению уровня жизни, а значит - к народным протестам.

Такая логическая цепь объясняется, скорее, стремлением выдать желаемое за действительное. Не следует забывать, что Иран в своей новейшей истории уже не раз становился объектом экономических санкций, разнохарактерного международного давления, военных угроз но, тем не менее, выстоял. Рост ВВП в Иране с учетом нефтяной промышленности в 2011 году составил 6,5%, а без ее учета – 7,3%. На долю добычи нефти и природного газа в ВВП Ирана приходится – 16,5%, то есть, зависимость от экспорта углеводородов есть, но не столь критичная, чтобы предрекать коллапс иранской экономики. Тем более, что Тегеран, не дожидаясь наступления сроков введения новых санкций ЕС, приступил к активному поиску на мировом рынке новых потребителей своих углеводородов.

Безусловно, отрицать полностью негативное воздействие всё новых санкций на экономику Ирана нельзя. Взять хотя бы такой факт: до 2011 года на дотации населению уходило почти 30% бюджета страны. Сейчас, несмотря на повышенную активность в области госрегулирования внутреннего рынка и внешнеэкономической политики, Иран переживает довольно сложный период. Проблемы, вызванные международными санкциями, начинают всё заметнее сказываться на хозяйственной деятельности страны, реализации правительственных программ и законов, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике, смягчение социальной напряженности. Правительство Ирана вынуждено принимать непопулярные меры, вызывающие недовольство граждан.

Вот свежий пример: в конце января 2012 года произошло стремительное падение обменного курса иранского риала, что практически парализовало внутренний валютный рынок и вызвало панику среди населения. Резко возрос спрос на твердую валюту и драгоценные металлы. В результате иранский риал подешевел по отношению к доллару вдвое, что привело к серьезным финансовым потерям большей части населения страны. Отсюда - не только всплеск недовольства дискриминационной антииранской политикой Запада, но и критика в адрес действий своих властей.

И всё же внутриполитическая ситуация в Иране пока сохраняет стабильность. Парламентские выборы 2 марта 2012 года прошли в спокойной обстановке, при высокой явке избирателей (65 %). Убедительную победу на них одержали консерваторы, сторонники духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи. Правящему режиму удалось консолидировать общество перед лицом внешней угрозы. Каких-либо серьезных оснований предрекать коллапс иранской экономики или народные волнения пока нет. Как, впрочем, и не следует ожидать, что под давлением санкций Иран откажется от ядерных исследований - приоритетного национального проекта.

Глава законодательной власти Ирана Али Лариджани с уверенностью заявляет, что "санкции способствовали увеличению возможностей использования внутреннего потенциала Ирана". Министр нефти Ростам Гасеми также уверен, что "даже в условиях санкций можно добиться прогресса и развития". Иранское руководство считает, что политика новых односторонних санкций со стороны ЕС, в свою очередь, нанесет сильный удар по экономике самой Европы. Посчитав, что среди европейских стран инициаторами нефтяного бойкота стали главные американские союзники, Великобритания и Франция, Тегеран прекратил экспорт нефти британским и французским компаниям, не дожидаясь 1 июля 2012 года, даты ввода санкций в действие.

Несмотря на возникшие из-за санкций трудности с укреплением вооруженных сил Ирана, руководство страны не намерено отказываться от планов по повышению боеспособности армии и флота. Президент Ахмадинеджад внес на рассмотрение парламента проект бюджета страны на новый 1391 год (иранский календарь начался 20 марта с.г.), где предусматривается увеличить военные расходы на 127%. По некоторым оценкам, в 2012 году расходы страны на оборону могут превысить $20 млрд. Одновременно Иран запланировал и увеличение расходов на ядерную программу.

Министр обороны Ирана бригадный генерал Ахмад Вахиди назвал достижения Ирана в области обороны за минувший год "значительными". Особо отмечаются успехи в авиастроении, где сейчас создается новое поколение истребителей за счет основательной модернизации имеющегося самолетного парка. На прошедших недавно учениях приняли участие все имеющиеся в распоряжении ВВС Ирана типы самолетов, включая истребители F-4, F-5, Су-24, MиГ-29, а также истребитель отечественного производства "Сайеге" - модифицированный аналог американских F-5.

Как успех в оборонной сфере оценивается и то, что иранскими специалистами было освоено проектирование малых турбовентиляторных двигателей для различных типов модных сейчас беспилотных самолетов. Заместитель руководителя организации авиационной промышленности вооруженных сил ИРИ генерал Карим Бани-Торфи утверждает, что "санкции Запада практически никак не повлияли на научно-технический прогресс в Иране, и в настоящее время иранские специалисты переходят к проектированию и изготовлению больших турбовентиляторных двигателей". Иран не только создает свои БЛА, но и готовится к борьбе с беспилотниками противника. В ходе учений армии ИРИ под кодовым названием "Саралла", которые проходили в центре ПВО "Бушер" на юге Ирана, были успешно испытаны системы обнаружения и уничтожения на малых высотах малозаметных для радаров БЛА условного противника. Перехват осуществлялся на высотах до трех километров. В качестве средств ПВО использовались зенитные системы с плотным заградительным огнем, зенитно-ракетные комплексы малого радиуса действия и переносные ЗРК.

На этих учениях отрабатывались также тактические приемы перехвата и уничтожения крылатых ракет. Иранские СМИ не без гордости сообщили, что при тестировании новых иранских современных радиолокационных систем ими были обнаружены объекты предполагаемого противника, "невидимые" для большинства радаров в мир.

Иран довольно успешно продолжает и дорогостоящую космическую программу. Хотя февральский запуск спутника "Фаджр", по техническим причинам был отложен, глава космического агентства Хамид Фазели объявил, что он будет запущен в ближайшие месяцы". Новый иранский спутник обладает возможностями зондирования и получения изображений. А через год на орбиту будет выведен еще один спутник, на высоту 500 км.

По оценкам иранского руководства, признаком могущества страны стало также прохождение боевых иранских кораблей - фрегата "Харк" и эсминца "Накди" - через Суэцкий канал в Средиземное море к берегам Сирии. Министр обороны генерал Вахиди подчеркивал в те дни, что "присутствие кораблей ВМС Ирана в Средиземном море является естественным правом Тегерана и осуществляется в рамках внешней политики Ирана по закреплению своего военно-морского присутствия в международных водах".

Заметим, что иранские военные корабли начали выполнять свои миссии в международных водах с 2009 года. За это время они не только сопровождали иранские торговые суда и нефтяные танкеры в Аденском заливе и акватории Индийского океана, но и часто приходили на помощь судам других государств. В общей сложности корабли ВМС Ирана обеспечили сопровождение 1400 торговых судов и танкеров. Более ста раз они вступали в вооруженные столкновения с морскими пиратами.

Однако у Вашингтона на всё своя точка зрения. Там утверждают, что санкции против Ирана эффективны, они якобы, сдержали развитие иранской ядерной программы и увеличили время, необходимое Ирану для получения ядерной бомбы. На сегодня количество центрифуг IR-1, установленных на обогатительном предприятии в Натанзе, куда меньше, чем западные разведки предполагали шесть лет назад. Якобы, санкции замедлили переход на современные центрифуги (IR-2 и IR-4m), необходимые Ирану для качественного скачка вперед. Снижены и темпы строительства реактора в Араке, который мог бы ускорить создание атомной бомбы.

Могут ли санкции иметь достаточную силу, чтобы полностью исключить возможность создания Ираном ракетно-ядерного оружия? Американские эксперты считают, что при определенных условиях – да, а именно, санкции должны сопровождаться нарастающей военной угрозой. В Вашингтоне полагают, что сочетание давления извне и изнутри (недовольство населения) может заставить иранских лидеров отказаться от "ядерных амбиций". Не случайно в заявлениях американских и израильских политиков все чаще звучат угрозы силового воздействия на Иран.

Однако воинственные антииранские заявления Иерусалима и Вашингтона в адрес Тегерана пока можно расценивать лишь как пропагандистские выпады, попытку усиления внешнего давления. Ибо результат непредсказуем. Даже наиболее агрессивно настроенные американские политики признают, что иранские ядерные объекты надежно защищены, у страны - внушительный оборонительный потенциал, да и прямых доказательств военной направленности иранской ядерной программы явно недостаточно для иностранного военного вмешательства.

Израиль вынужден считаться с мнением Вашингтона, как и с реалиями сегодняшнего дня, ибо понимает, что, с военной точки зрения, повторить в Иране "подвиги" израильских летчиков 1981 и 2007 годов, когда им сравнительно легко удалось уничтожить ядерные объекты Ирака и Сирии, вряд ли удастся.

Не сбрасывается со счетов и то, что в условиях мирового финансового кризиса вооруженное нападение на крупнейшего в мире поставщика нефти и газа, одного из лидеров исламского мира, может спровоцировать целую цепь негативных процессов политического и экономического характера.

К тому же постоянные члены Совета Безопасности ООН Россия и Китай, а также большая часть мирового сообщества, категорически против каких-либо военных операций против Ирана. А нейтральные государства расценивают односторонние антииранские санкции, вводимые США, ЕС и другими странами как нарушение соответствующих резолюций СБ ООН в отношении этой страны.

Так что, Тегерану, скорее всего, удастся адаптироваться к новым ограничительным финансово-экономическим санкциям и сохранить статус региональной державы. Ожидается, что Иран продолжит сотрудничество с МАГАТЭ и "шестеркой" международных посредников по своей ядерной программе, чтобы не допустить дальнейшей изоляции страны на международной арене.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Семинар в Пекине по сотрудничеству Китая и Ирана в сфере мирного атома
12.04.2018 15:38
В Стамбуле пройдет трехсторонний саммит Турция - Россия - Иран
14.03.2018 13:00
Иран и Евразийский союз создают зону свободной торговли
21.02.2018 15:06
США намерены выйти из сделки с Ираном в случае отказа европейцев от сотрудничества
01.02.2018 13:29
Повторные переговоры по ядерному соглашению невозможны, заявил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана
24.01.2018 13:11
Сергей Лавров: срыв ядерной сделки с Ираном приведет к беспорядку в мировых делах
23.01.2018 12:11
Лавров и генсек ООН выступили за выполнение СВПД по ядерной программе Ирана
19.01.2018 15:31
США хотят ужесточить условия ядерной сделки с Ираном
19.01.2018 11:47
Трамп хочет нового соглашения по ядерной сделке с Ираном, без России и Китая
17.01.2018 13:22
Турция недовольна продолжающимися атаками сирийских сил в зоне деэскалации
11.01.2018 13:29

Комментарии(0)

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.