Warning: getimagesize(/www/vhosts/115556/infoshos.ru/media/d41d8cd98f00b204e9800998ecf8427e/bp_1912.jpeg): failed to open stream: No such file or directory in /www/vhosts/115556/infoshos.ru/plugins/news.php on line 40
Трудная судьба нового пути «из варяг в греки» / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
14:26Астана
12:56Тегеран
14:26Бишкек
13:56Дели
16:26Пекин
12:26Москва
13:26Исламабад
13:26Душанбе
13:26Ташкент
Наблюдатели:
11:26Минск
16:26Улан-Батор
12:56Кабул
Партнеры по диалогу:
12:56Манама
12:56Ереван
12:56Катманду
13:26Баку
11:26Каир
12:26Доха
12:26Эр-Рияд
12:26Эль-Кувейт
12:26Мале
12:26Абу-Даби
12:26Нейпьидо
11:26Анкара
15:26Пномпень
15:26Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

24.04.2024 11:02
Шри-Ланка заявила о намерении вступить в БРИКС
24.04.2024 10:57
Замминистра обороны Тимур Иванов арестован до 23 июня
24.04.2024 10:53
В Минобороны заявили о перехвате и уничтожении восьми БПЛА над центральной частью РФ
24.04.2024 06:50
Представитель МИД КНР прокомментировал предстоящий визит госсекретаря США в Китай
24.04.2024 06:40
Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ
24.04.2024 06:35
Сенат США поддержал пакет законопроектов о помощи Украине и Израилю
24.04.2024 06:33
В правоохранительных органах сообщили, что Иванов давно находился в оперативной разработке
23.04.2024 21:51
Раиси усомнился, что "израильский режим" будет существовать в случае его удара по Ирану
23.04.2024 17:24
Шойгу назвал потери ВСУ с начала спецоперации
23.04.2024 17:20
МО РФ впервые сообщило об уничтожении ЗРК MIM-23 HAWK в зоне СВО
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Трудная судьба нового пути «из варяг в греки»
Современная геополитическая обстановка активизирует реализацию проекта транспортного коридор «Север-Юг»
17.09.2022 19:37 Андрей Арешев, политолог

                                                                                                 

По итогам трёхсторонней встречи 9 сентября вице-премьеры правительств Азербайджана и России Шахин Мустафаев и Александр Новак вместе с министром дорог и градостроительства Ирана Рустамом Касеми подписали «Бакинскую декларацию», посвящённую развитию мультимодального Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».

Документом, в частности, предусматривается создание совместной рабочей группы, призванной упростить транспортно-транзитные операции и торговые процедуры. На её первое заседание, которое должно состояться уже в течение ближайшего месяца, будет вынесен проект соглашения по железной дороге Решт – Астара, а до конца 2022 года ожидается начало соответствующих переговоров.

 Предполагается, что с началом сквозного железнодорожного сообщения по западному берегу Каспия ежегодный грузопоток здесь увеличится до 15 млн. тонн. Также в декларации приветствуется интеграция в МТК «Север – Юг» порта Чабахар на иранском побережье Индийского океана, являющегося удобным перевалочным пунктом на пути в зону Персидского Залива и в Индию. Помимо этого, стороны декларировали содействие разблокированию экономических связей и транспортных коммуникаций на Кавказе после «осенней» войны в Нагорном Карабахе 2020 года.

Выступая в ходе мероприятия, посвящённого перспективам МТК «Север – Юг», Александр Новак вновь подчеркнул готовность к диалогу в трёхстороннем формате, который в конечном итоге позволит обеспечить бесшовную транспортировку грузов из России до портов Ирана в Персидском заливе. В условиях тотального схлопывания «традиционных» ориентированных на Запад экспортно-импортных маршрутов данный вопрос действительно видится более чем актуальным.

 Как напоминает издание Eurasia Daily, российская сторона может выделить на развитие проекта до 1,5 млрд. долл. (пока грузы между Астарой и Рештом перевозят автотранспортом, что сдерживает развитие маршрута). Кроме того, речь идёт о расширении логистических центров для перевалки контейнеров в иранских портах на Энзели (на Каспии) и Бендер-Аббас (Персидский залив) и согласовании соответствующих проектов.

Ранее, в конце августа, министр нефти Ирана Джавад Оуджи упоминал об обсуждении в ходе его встречи с помощником российского президента Игорем Левитиным перспектив «строительства железнодорожной линии Решт – Астара и электрификации железной дороги Гармсар – Инче Бурун». По словам иранского министра, финансирование возьмут на себя российские банки и, возможно, эти проекты скоро заработают.

Первоначально соглашение о строительстве железной дороги от Казвина до Астары было подписано Москвой, Тегераном и Баку ещё в 2005 году, через пять лет после подписания Россией, Ираном и Индией базового межправительственного соглашения по МТК «Север – Юг». Приступить к работе планировалось уже в 2006 г., а в 2013 г. – окупить все затраты. Однако в реальности всё оказалось куда сложнее: к строительству первого и наиболее сложного 204-километрового участка Казвин – Решт приступили только в 2009 году. Сдали же его в эксплуатацию лишь через 10 лет, потратив почти 2 млрд. долларов. В церемонии открытия участвовали тогдашний президент Ирана Хасан Роухани, а также представители ряда постсоветских государств, Индии и Пакистана.

Помимо иранской ведомственной медлительности, работы затянулись на столь длительное время ещё и по объективным обстоятельствам, включая сложный рельеф маршрута. Строителям приходилось возводить множество инфраструктурных объектов, включая 53 тоннеля общей протяженностью 22 километра и несколько мостов, включая переезд через плотину Манджиль в остане Гилян длиной 1430 метров.

Первоначально предполагалось, что к 2021 году железную дорогу продлят ещё на 41 км до порта Бендер-Энзели, от которого она должна пройти по берегу Каспия до приграничной Астары, уже соединённой с одноимённым поселением в Азербайджане 8-километровым участком с совмещённой колеёй (1435 и 1520 мм). Однако и эти планы приходится сдвигать «вправо». Так, морской коридор через Бендер-Энзели теперь планируется завершить в 2023 году. Несмотря на эпизодические грузоперевозки по восточному берегу Каспия, прямое железнодорожное сообщение через Азербайджан стало бы, безусловно, более коммерчески целесообразным.

В минувшем июле уже новый президент Ирана Эбрахим Раиси потребовал завершить строительство 167-километровой линии Решт – Астара в кратчайшие сроки. Однако ясности в конкретных сроках завершения строительства нет в силу тех же природных факторов: линия должна пройти по болотистой местности, что делает необходимым строительство нескольких мостов. Пока проложено не более 12 километров.

По мнению заместителя министра транспорта и городского развития Ирана Хейроллы Хадеми, строительство указанного участка может быть завершено в течение трёх-четырех лет, «если Россия предоставит необходимые ресурсы». Заявление прозвучало в ходе технической встречи с российской делегацией, посвящённой обсуждению условий и форматов участия в строительстве дороги Решт – Астара.

 «Коридор Север – Юг соединяет страны Северной Европы, Скандинавии и России через Иран страны Персидского залива, Индийского океана и Юго-Восточной Азии, и ее завершение сделает доступным для этих стран самый дешёвый и быстрый транзитный маршрут», – заявил чиновник, намекнув, вместе с тем, на непростой процесс согласования технических характеристик проекта и условий сотрудничества.

Железная дорога Решт – Астара будет введена в эксплуатацию по совместному соглашению с Россией, заявил глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан 31 августа в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Сергеем Лавровым. Иран, Азербайджан и Россия полны решимости нарастить потенциал коридора «Север – Юг», в отношении которого есть «ясная и отрадная перспектива», подтвердил 12 сентября официальный представитель МИД ИРИ Насер Канаани. Экономически коридор выгоден с точки зрения сокращения как времени, так и затрат на транспортировку грузов. Это, безусловно, так, однако ровно это же обстоятельство обуславливает наличие у него влиятельных противников, руководствующихся отнюдь не только сугубо экономическими соображениями.

Возвращение России на Ближний и Средний Восток и ранее, а уж теперь и подавно, мягко говоря, выгодно далеко не всем. Имеются очень серьёзные сомнения в том, что налаживание сквозного сообщения через Каспий и по его берегам совпадает с долгосрочными планами Вашингтона, Брюсселя, Западного Иерусалима, Лондона, да и союзной Баку Анкары.  По мнению эксперта клуба «Валдай», ираниста Фархада Ибрагимова, в затягивании строительства иранского участка МТК «Север – Юг» следует винить западные страны: «Иранцы уже несколько лет тянут со строительством своего участка от города Астара до города Решт… не по своей вине, а по причине того, что находятся под санкционным давлением, и они сейчас не в состоянии выделять крупные финансовые средства на воплощение в жизнь даже прибыльных важных жизнеобеспечивающих проектов».

В этой связи можно предположить активизацию давления на участников проекта с использованием широкого набора приёмов политико-дипломатического, финансово-экономического и, не исключено, диверсионно-террористического давления. В значительной мере проект по линии «Мумбай – Санкт-Петербург» продвигался в расчёте на российский транзит в Европу, более привлекательный, нежели обходной путь через Суэцкий канал и Гибралтар. Однако мы видим, как стремительно превращается «Старый Свет» в тотально враждебную России силу. Да и американцы, заинтересованные в замыкании мировой торговли на подконтрольные их авианосным армадам морские пути, только усилят свою деструктивную активность.

Пёстрая этно-конфессиональная мозаика региона, неурегулированные и латентные конфликты, вплетённость проекта в более широкий геополитический контекст, наконец, тесные связи части местных элит с западным истеблишментом – всё это также способно и далее затягивать строительство торгового пути между Россией, Ираном и Индией, объективно выгодного всем его участникам.

 

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Севморпуть: перспективы для Белоруссии
24.04.2024 06:55
Правительство предоставит 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва - Петербург
08.04.2024 17:08
Путин считает, что мост на Сахалин нужен
03.04.2024 19:04
Путин дал старт началу строительства первой в России ВСМ из Москвы до Петербурга
14.03.2024 17:25
Первый после пандемии прямой рейс "Аэрофлота" из России прибыл во Вьетнам
01.02.2024 07:02
Мировой флот постарел на фоне спроса на перевозки российской нефти
08.01.2024 09:56
Девятнадцать авиарейсов отправили на запасные аэродромы из-за непогоды в Сочи
23.12.2023 18:18
Краснодарский аэропорт принял тестовый рейс
15.12.2023 14:30
Аэропорт Краснодара может возобновить работу после тестового рейса 15 декабря
13.12.2023 16:54
О конференции «Транспортная взаимосвязанность для регионального развития»
23.11.2023 06:53
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.